26.07.2017 10:31 Среда
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Наш зелёный огород всех прокормит целый год

Можно долго рассуждать о том, что современные дети к труду не приучены,
никакими лишними обязанностями не обременены, а выражение «трудовой десант» сегодня не вызывает у школьников былого энтузиазма. Но трудовое воспитание было и должно оставаться одним из главных направлений образовательного процесса, а для этого нужно заинтересовать детей, подойти к делу серьезно. Так, например, как это делает педагогический коллектив Трубецкой СОШ.

От морковки до льна

Недавно я узнала о том, что фрукты и овощи в столовую Трубецкой школы в основном попадают с собственного огорода. Договорилась о встрече с директором образовательного учреждения Валерием Горбачевым и отправилась за газетным материалом в Трубецкое.
От входа на школьный двор в направлении крыльца здания бежит асфальтированная дорожка. По обеим ее сторонам цветы: желто-оранжевые, розовые, малиновые, фиолетовые. Рассадой делится Элла Давыдовна Бугаева.
«Цветы высаживают и ухаживают за ними наши ученики, — рассказывает Валерий Юрьевич.- Под руководством педагогов оформляют клумбы, пропалывают, поливают растения. На территории школы всегда порядок, до поздней осени глаз радуют астры, бархатцы, флоксы, анютины глазки».
Пришкольный огород меня поразил. Сегодня немногие образовательные учреждения сохранили свои участки. В Трубецкой СОШ он не только сохранился, но и функционирует в полном объеме. На ухоженных, четко обозначенных грядках растут капуста, морковь, перец, баклажаны, чеснок, лук, тыква, горох, свекла, редис, кабачки, укроп, петрушка, салаты… Помидоры и огурцы аккуратно подвязаны, между рядами окученного картофеля – ни травинки. Есть облепиха, другие ягоды. Верным стражем зеленого поля смотрится водруженное в центре участка пугало. Часть огорода занимает теплица, огород по периметру огорожен штакетником.
«В этом году на пришкольном участке ребята могут наблюдать не только за ростом овощей и ягод, но и за процессом посева, вызревания и сбора пшеницы, овса и льна, — поясняет Марина Фауст, учитель Трубецкой школы, «курирующая» огород. — Хотя говорить о наших школьниках только как о наблюдателях — неправильно».

Все делают сами

Осенью под руководством педагогов ребята собирают семена, раскладывают по пакетикам. Приводят в порядок перед долгой сибирской зимой огород. Весной высеивают семена в землю, заготовленную в специальных ящичках для рассады. И, пока греются-поднимаются ростки в лучах весеннего солнышка на подоконниках в актовом зале школы, ученики и учителя вскапывают грядки, удобряют почву на огороде и в теплице. А потом начинается увлекательная работа – бережно высадить подросшую рассаду, правильно посеять морковь-редис-свеклу, прополоть, подвязать, полить. Процессом на участке руководит Марина Филипповна, а вот в теплице хозяйствует завхоз школы Елена Грекова. Под ее руководством, к слову, ученики наводят порядок и красоту и у Памятника жертвам политических репрессий.

Из солнца, света
и... любви

- Ну разве это не чудо, когда из земли появляется крохотный росток и тянется вверх, вбирая в себя и солнечный свет, и чистую воду? – говорит Елена Тимофеевна, — А главное — заботу юных бережливых рук. Для того чтобы что-то вырастить на земле, надо вложить много труда и любви.
- Своими руками посадить, вырастить, увидеть результаты своего труда – все это имеет огромное воспитательное значение, — продолжает беседу директор Валерий Горбачев. — Этим летом впервые за долгие годы урожай овощей соберут и в теплице. Много лет она стояла «без окон и дверей». На недавнее 100-летие нашей школы районная администрация сделала образовательному учреждению подарок – 50 000 рублей. Конечно, можно было купить на эти деньги, к примеру, пару новых ноутбуков в школу или еще какую-нибудь оргтехнику. Но, коллективно посовещавшись, мы решили восстановить теплицу на пришкольном участке. Примыкающее к ней хозяйственное помещение мы сейчас обустраиваем под классную комнату. Отремонтируем, побелим-покрасим, занесем парты, повесим доску. Чем не кабинет биологии, например? И обучение, и наблюдение, и участие.

Азбука земли
и овощное рагу

Педагоги Трубецкой СОШ уверены в значимости пришкольного участка-огорода для воспитания подрастающего поколения. Это своего рода азбука земли. Где, как ни здесь, ребята, начиная с начальных классов, могут приобрести полезные трудовые навыки, удовлетворить свой интерес к природе, глубже проникнуть в ее тайны, развить свои познавательные и творческие способности? Именно тут, на пришкольном участке, формируется отношение к земле как к основному богатству страны, закладывается любовь к труду, воспитывается бережное отношение к растениям.
Собранный урожай по всем правилам хранится в подвале. Практически весь учебный год в школьной столовой ребята едят борщи, овощное рагу, плов, супы, свекольники, разнообразные блюда из картофеля, салаты. Много лет школьники обходились без родительской доплаты за питание, и только в этом году родители стали добавлять к выделенным ученику государством 10 рублям еще 10. Можно ли сегодня на 20 рублей накормить ребенка полноценным, вкусным и полезным обедом из натуральных свежих продуктов? В Трубецкой школе можно. Повара не устают хвалить учеников за то, что они сами вырастили замечательный урожай для своих вкусных обедов.

Труд – не обуза

К труду в Трубецкой СОШ отношение особенное. Я бы сказала – бережное. Например, в кабинете технологии, где занимаются мальчики, сберегли все столярно-слесарные инструменты. Ровными рядами на полках красуются рубанки, молотки, лобзики, в полном рабочем порядке станки для работы с деревом и металлом. Учитель технологии Валентин Бехер, увлеченный и талантливый педагог, учит мальчишек всему, что умеет сам.
- О каких полезных навыках и любви к труду может идти речь, если расписанием предусмотрено 1 или 2 урока технологии в неделю? И на них дети успевают изучить теорию трудовой деятельности, а ведь только практика порождает полезную привычку избегать праздности, — говорит Валентин Александрович. Золотые слова.
Это на его уроках мальчики смастерили скворечники и кормушки для птиц, огородили штакетником огород, учатся правильно и безопасно обращаться с садовым инвентарем и слесарно-плотницкими инструментами. Учатся быть мужчинами.

Стремление к красоте

Провожая меня до школьных ворот, Валерий Юрьевич Горбачев подвел итог нашей беседе:
- Сегодня большое внимание уделяется благоустройству городов, сел, территорий, прилегающих к образовательным учреждениям. В школе все должно быть пронизано стремлением к красоте. Ребят необходимо учить чувствовать, понимать, ценить и, что самое главное, творить красоту. И в каждой школе нашего района есть агропрограмма, составленная согласно «Комплексному муниципальному плану развития агротехнологического образования в образовательных учреждениях Азовского ННМР». Мы реализовываем программу на школьном учебно-опытном участке. Наша главная задача — обустроить его с наибольшей пользой для здоровья детей и взрослых.
Труд – это не обуза и не наказание, а возможность реализовать свои способности и ознаменовать день еще одним полезным делом. Это должен знать и понимать каждый школьник. Именно в работе воспитываются ответственность, честность, коллективизм, заботливость, умение считаться с другими людьми и уважать их интересы.
...Японская мудрость гласит: «Если родители трудятся, а дети отдыхают, то внуки будут просить милостыню».

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

28