Наша газета начинает совместную с Омским аэропортом и Азовской гимназией акцию по поиску информации о жителях Азовского района – сотрудниках воздушных ворот нашей области, участвовавших в Великой Отечественной войне и награжденных государственными наградами. Сегодня мы публикуем первый рассказ – о Николае Евгеньевиче Рубакине (1917 – 1998). С 1937 по 1954 годы он служил в Советской армии, где в 1942-45 годах прошел с боевыми товарищами путь от Новгородской области до Чехословакии и Германии.
Из родной Пахомовки до монгольских степей
Николай Евгеньевич Рубакин родился 17 апреля 1917 года в селе Пахомовка Азовского района Омской области. Он окончил 7 классов Азовской школы, затем продолжил обучение в школе фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) имени Сталина в Омске в 1930-33 годах. С мая 1934 года по декабрь 1935 года Николай работал слесарем, шофером в зерносовхозе «Сосновский» Азовского района. Здесь же он окончил курсы шоферов. Дальнейший жизненный путь его был связан уже с Омском – в январе 1936 года Николай Рубакин был принят на работу шофером Кировского «Сельхозснаба», затем районного комитета КПСС Кировского района города Омска.
Отсюда наш герой был призван в вооруженные силы, которые тогда носили название РККА – Рабоче-Крестьянская Красная армия. В районе, где сегодня расположен Омский летно-технический колледж гражданской авиации, в то время располагалась 102-я авиабигада Западно-Сибирского военного округа. Именно здесь начал свою службу солдат Николай Рубакин. Его знания, полученные в гражданской жизни, были востребованы в армии – он стал автомехаником. Еще до начала Великой Отечественной войны ему пришлось побывать на другом поле боя. В 1939 году 102-я авиабригада участвовала в оказании помощи Монголии по уничтожению прорвавшихся на ее территорию в районе Халхин-Гола частей японской армии. Тогда красноармейцы успешно выполнили поставленные боевые задачи.
В январе 1941 года Рубакина приняли на серьезную по тем временам должность – начальника гаража Омского аэропорта, но долго потрудиться на благо нашей гражданской авиации ему не удалось. Все планы на мирную жизнь миллионов наших сограждан тогда перечеркнуло нападение фашистской Германии на СССР. В декабре 1941 года Николай снова оказался в вооруженных силах, где он верой и правдой служил Родине до 1954 года.
Славный боевой путь
Местом службы нашего земляка стала 444-я отдельная авторота подвоза 282-й стрелковой дивизии. Части этой дивизии формировались на рубеже 1941-1942 годов в Омске. В феврале сорок второго воинское соединение из 4 полков перебросили на Северо-Западный фронт в Новгородскую область. Здесь шли так называемые «бои местного значения», с постоянными обстрелами, бомбежками и небольшими ожесточенными сражениями за каждый населенный пункт. Сибиряки проявили себя как мужественные воины. В 1942 году в армии Николая приняли в партию.
В марте 1943 года бои с фашистами с участием 282-й стрелковой дивизии шли на территории Псковской области. В том же году воинскую часть, где служил Николай Рубакин, перебрасывали на другие участки фронта и передавали в подчинение разных армий – 34-й, 1-ой Ударной и 6-й Гвардейской армии 2-го Прибалтийского фронта.
В автороте подвоза, где служил Николай Евгеньевич, было много работы: дивизия многократно совершала марш-броски. Часто в условиях распутицы и жуткого бездорожья. Переброска материальной части артполка производилась только на тракторной тяге. Но наши солдаты не унывали: они делали всё, чтобы войска были обеспечены исправным автотранспортом, подвозили боеприпасы и продукты, в том числе под обстрелами вражеской артиллерии и авиации. Многое пережил наш герой. Ему приходилось попадать и выводить роту из окружения, сталкиваясь в бою с вражеским десантом. 26 февраля 1944 года лейтенанту Рубакину была вручена награда – медаль «За боевые заслуги».
Фронт двигался на запад, части противника были отброшены от Ленинграда и Пскова. В августе-сентябре 1944 года 282-я дивизия приняла участие в тяжелых боях по очистке территории Эстонии от фашистов – в Тартуской наступательной операции 3-го Прибалтийского фронта. Здесь дивизия получила наименование Тартуской, а Николай – серьезную награду – орден Красной Звезды.
В наградных листах содержится такая характеристика: «Товарищ Рубакин служит в роте с момента формирования дивизии в должности командира взвода. За время работы показал себя как стойкий, требовательный, знающий свое дело офицер. В период боевых действий дивизии имел 100% готовность парка, правильно организовал и успешно справился с подвозом боеприпасов и продовольствия. Работая с автоколонной по подвозке боеприпасов на огневые позиции, под обстрелом и бомбежкой со стороны противника доставлял таковые в срок и без потерь личного состава и техники. Энергичен в вождении автомобильных колон по автодорогам. Благодаря личной работе с водительским составом добился 90% использования пробега автомашин, загружая порожняк металлоломом, тарой и другими попутными грузами».
Следующим пунктом в боевом пути стал город Топорув в Польше. Здесь в январе 1945 года 282-я Тартуская дивизия снова вступила в жаркие бои с фашистами, которых уже ничего не могло спасти от приближающегося поражения. 23 января часть уже двигалась по Силезии. За отличные боевые действия воины дивизии получили благодарность Верховного Главнокомандующего Иосифа Сталина. Бойцы 282-й СД освободили из Освенцима и ряда других лагерей тысячи узников, угнанных в рабство из СССР. Затем снова были сражения на территории юго-восточной Германии и Чехии. Самый последний бой дивизия приняла в Гронове (Чехословакия). Здесь бойцы и командиры 282-й стрелковой Тартуской дивизии и встретили праздник Победы 9 Мая.
Возвращение на омскую землю
В армии Николай Евгеньевич получил дополнительное образование – был слушателем офицерских курсов Северо-Западного фронта. После их окончания он стал командиром автороты 319-го отдельного батальона Белорусского военного округа – вплоть до декабря 1947 года. Страшная война кончилась, Советская армия взяла под контроль освобожденную территорию Восточной Европы. В составе этих сил служил и Рубакин. Почти 2 года он возглавлял автошколу 67-й стрелковой дивизии (1948-49 гг.), затем его назначили командиром батальона по технической части 26 механизированного полка 7-й гвардейской механизированной дивизии. С марта 1953 года в новой должности – заместителя командира 28 механизированного полка 61 танковой дивизии по технической части. В октябре 1954 года в звании майора он завершил службу в вооруженных силах. Наступило время вернуться в родную Омскую область.
Демобилизовавшись, Рубакин больше 2 лет отработал главным инженером, начальником автогаража 3-го автохозяйства Омской области. В январе 1957 годна он снова возвращается в Омский аэропорт. Вначале – шофером 1 класса, но уже через год, с января 1958 года, его назначают начальником автобазы аэропорта, затем он трудится старшим инженером техчасти базы аэродромного обеспечения, а с декабря 1963 по май 1967 года – инженером автобазы. По воспоминаниям омских авиаторов, руководить автобазой в этот период было сложно, устаревшая автотехника часто ломалась, имелись аварии, дисциплина подчиненного состав была низкой. Николаю Евгеньевичу удавалось умелой организацией работы подчиненного состава обеспечить бесперебойную работу спецавтотранспорта по техническому обслуживанию самолетов, подготовке аэродрома для круглосуточного приема самолетов и хозяйственное обслуживание служб аэропорта. Фронтовик внес большой вклад в развитие омского авиапредприятия.
Уже будучи на пенсии, Николай Евгеньевич был награжден орденом Отечественной войны II степени – в 1985 году. Среди его наград, кроме уже названных фронтовых, были: медали «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «30 лет Советской Армии и Флоту», медаль Жукова, памятный знак «Ветерану первой Ударной Армии», медаль «Ветеран труда» и большое количеством юбилейных медалей, посвящённых годовщинам победы в Великой Отечественной Войне и образования Вооружённых сил СССР.
Евгений Белкин
фото представлены музеем Омского аэропорта