Через голос и движение все тело освобождается от зажимов и эмоций. Таков главный принцип преподавателя по вокалу Азовского районного центра досуга Юлии Панченко. Сейчас у нее два вокальных ансамбля, в которых поют 30 ребят. В вокальном ансамбле «Улыбка» занимаются дети от 6 до 10 лет, а в «Гран-при» – от 11 лет.
– В коллектив я принимаю абсолютно всех детей. У нас не музыкальная школа, куда можно прийти с определенными данными. Мы занимаемся эстрадным вокалом. Я даю детям возможность проявить себя и раскрыть свой натуральный природный голос. Никогда не скажу ребенку, что он не умеет петь и ему лучше подыскать другое увлечение для себя. Большинство ребят раскрываются, и они остаются в коллективе надолго, а кто-то понимает, что вокал – не то, чем стоит заниматься, и ищет себя в другом направлении. И это нормально, – говорит Юлия Валерьевна.
Голос – это энергетика, которая все пробивает. После занятий вокалом у детей расправляются плечи, выравнивается осанка, улучшается настроение и появляется чувство уверенности в себе. Ребята не боятся задавать вопросы и отвечать на них. Скованность, неуверенность и стеснительность проходят у детей уже через пару месяцев с начала занятий. Таковы личные наблюдения преподавателя.
– В теле каждого человека скрыто очень многое. Тело – это инструмент для реализации себя и исцеления. Мы не только поем, но и лечим себя таким образом. Вместе с пением появляется больше сил и энергии, – рассказывает Юлия. – Это доказано учеными. Известно, что блуждающий нерв парасимпатической нервной системы проходит очень близко к голосовым связкам. Пение способно успокоить нервную систему. Когда человек поет любимые песни, связанные с теплыми воспоминаниями, у него активируется и гиппокамп, а это положительно влияет на долговременную память, пространственное мышление и эмоции.
Юлия уверена, что работа с голосом положительно влияет и на будущее ребенка. В ее практике было немало скованных и закрытых ребят, которые не могли громко сказать даже свое имя. Со временем они научились это делать, и теперь без стеснения не только выступают на сцене, но и уверенно отвечают у доски в школе.
В репертуар вокальных коллективов преподаватель подбирает только радостные, добрые и жизнеутверждающие песни. Даже распевки на репетициях у ребят особенные. Они не поют привычные слоги вроде «до», «ми» или «ля», а распеваются фразами «я люблю себя», «я люблю тебя» или «хорошо, все будет хорошо». Такие мотивирующие начала занятий настраивают детей на плодотворную работу в хорошем настроении, которое сохраняется и после. Юлия Валерьевна учит ребят не только петь, но и гармонично двигаться на сцене, правильно работать с микрофонами и профессионально записывать песни.
Занятия Юлии – это не только про вокал. Радоваться жизни, замечать прекрасное, быть благодарным, ценить момент, раскрывать свои природные таланты – именно этому она учит своих воспитанников. Во всем этом помогает музыка, которую сама она полюбила всей душой еще в детстве.
Детские годы Юлии Панченко прошли в селе Заря в Северо-Казахстанской области. Счастливое, беззаботное и музыкальное детство. «Моими любимыми игрушками всегда были музыкальные инструменты. Помню свой маленький рояльчик. Это была моя страсть! Других игрушек у меня и не было», – вспоминает она. В детском саду Юля часто была на сцене: пела и сольно, и в группе.
Когда Юля училась в третьем классе, ее подруги решили записаться в музыкальную школу. Позвали и Юлю. К тому времени у нее интерес к музыке уже уменьшился, однако девочка согласилась. В музыкальной школе она научилась играть на фортепиано. Интересно, что Юля была единственной среди одноклассниц, кто окончил музыкальную школу. Тогда же у нее появился любимый пианист и композитор – австриец Карл Черни. Он считался в Вене одним из лучших преподавателей игры на фортепиано и был хорошим методистом. Пианист создал много фортепианных этюдов, которые так полюбились Юлии. Второй ее любимый композитор – тоже австриец – Вольфганг Амадей Моцарт. Кроме любви к музыке с Моцартом ее роднит и дата рождения – 27 января. Оба они родились в этот день.
После школы Юля поступила в Петропавловский колледж искусств. Здесь она продолжила заниматься музыкой и изучала хоровое дирижирование. Студенческие годы стали по-настоящему счастливыми: здесь она не только занималась любимым делом, но и познакомилась со своим будущим мужем. Алексей в то время вернулся из армии и продолжил учиться в колледже. «Он уже тогда был прекрасным саксофонистом, а теперь и подавно. Сейчас его часто называют «золотым саксофоном города Омска». Он продолжает играть, хорошо известен в нашем городе. Сейчас у Леши и нашей старшей дочери Кристины уже своя музыкальная группа», – рассказывает Юлия. Так, со студенческих лет два музыканта все время вместе. Вот уже 25 лет.
Десять лет назад семья Панченко переехала из Омска в Азово. «Мы захотели быть ближе к природе. Давно мечтали о своем доме на земле. Хотелось разбить сад и развести цветы. Детям на природе гораздо лучше, да и нам тоже», – делится Юлия.
В семье – трое детей: старшая дочь Кристина и два сына – Андрей и Захар. Кристина пошла по стопам родителей, с детства увлечена музыкой и сейчас учится в колледже культуры и искусств на эстрадном отделении. В 5 лет у нее уже появилось пианино, и девочка с легкостью, без нот, играла музыку, которую слышала.
Мальчики пока не проявляют склонностей к музыке, а Юлия и не настаивает. Говорит, каждому свое, главное – помочь ребенку раскрыться в том направлении, которое ему нравится.
– Своего ребенка нужно ценить, любить и видеть в нем хорошее. Часто бывает, что родители указывают ребенку только на то, что он делает не так, и забывают его хвалить. А это очень важно! Детей нужно мотивировать, поддерживать и подбадривать. Каждый родитель должен верить в ребенка и в его силы, ведь мы с ними одно целое, они – наше продолжение, – считает многодетная мама.
Окружение человека влияет на его состояние. Юлию окружают добрые, искренние и сильные духом коллеги, талантливые, открытые и веселые ученики. Все это помогает ей сохранять душевное спокойствие и видеть хорошее в каждом моменте.
Евгения Гамова
Фото: из личного архива Ю. В. Панченко.