Елена Алексеевна Кайль работает учителем в Пахомовской школе Азовского района уже 10 лет. В Год педагога и наставника мы поговорили с ней о выборе профессии, миссии учителя, участии в конкурсах профессионального мастерства и о том, почему даже в маленьких школах нужно создавать новые образовательные пространства для учеников. Обо всем этом и не только – в нашем интервью.
— Где прошло Ваше детство? Каким Вы его запомнили?
— Я родилась и выросла в Казахстане. Мое детство прошло в Павлодарской области, в совхозе Панфилово Иртышского района. Панфилово – большое многонациональное село недалеко от районного центра. Я училась в огромной трехэтажной школе, рассчитанной на 500 учеников. В селе работало много кружков для детей. В нашей семье был девиз: «Никакой праздной жизни, нужно быть больше в работе». Именно поэтому мы всегда с братьями были чем-то заняты. Помимо домашних дел я всегда занималась учебой. После школы мы с ребятами часто ходили в библиотеку и на дополнительные занятия, готовились к экзаменам по основным предметам. Также я занималась в различных кружках: пела, танцевала и увлекалась художественным словом. Позже сама начала писать стихи, и многие мероприятия в школе стали начинаться с моих стихотворений. Учитель русского языка помогала развиваться моему таланту.
— Где Вы учились после школы?
— Я окончила школу на четверки и пятерки, готовилась к поступлению в вуз, усиленно изучала физику и обществознание. Хотела поступить в политехнический университет, но не вышло. Тогда я вернулась в родное село и решила, что буду работать. Меня взяли вожатой в школу, мне было 16 лет. Мои педагоги и наставники помогли мне преодолеть мой первый неуспех, постоянно поддерживали. За мной закрепили наставника – опытного учителя физики Эллу Григорьевну Мауль. Также мне помогали педагоги Лилия Яковлевна Финк и Александра Васильевна Кейль.
В школе я написала программу по воспитанию для всех наших ребят. Она всем понравилась, коллектив ее одобрил. Мой первый педагогический опыт был именно в сфере воспитания. Мы учили школьников быть первыми, быть добрыми, быть ответственными и быть лучшими. Опытные педагоги вложили эти ценности в меня, и я со всем педколлективом передавала их дальше.
— Отработали в родной школе год, а потом поступили в вуз?
— Да, но год работы в школе на 180 градусов поменял мою мечту о высшем образовании, и я решила получить педагогическое образование. Выбрала для себя профиль биологии и химии. Я с отличием закончила Павлодарский государственный университет имени Султана Торайгырова и вышла из него дипломированным педагогом. Со мной всегда рядом были преподаватели и наставники Асия Маженовна Жумурбаева и Аскер Баденович Баденов. Они открыли для меня методику преподавания биологии и новую формацию химии. Мы, будучи студентами, добросовестно готовились ко всем занятиям, проводили опыты в лабораториях и часто засиживались в библиотеке.
— Были ли у Вас в семье педагоги или Вы первая?
— До меня педагогов в семье не было. В сфере образования работаем я и мой брат. Он преподает физическую культуру.
— Как складывалась Ваша профессиональная жизнь сразу после выпуска?
— Я вышла замуж, уехала в родное Панфилово и начала работать в школе. Уже в первый год моей работы произошло немыслимое: директор порекомендовал мне готовиться к районному конкурсу «Учитель года». Это был мой первый конкурс профессионального мастерства, на котором я получила грамоту «За лучший урок». Это достижение было и остается для меня очень значимым. С тех пор я твердо определила свое педагогическое кредо: на каждом уроке нужно вкладывать свет в своих учеников.
Потом я приняла участие еще в нескольких состязаниях профессионального мас-терства как молодой педагог: в олимпиаде по биологии я заняла третье место, в районном конкурсе «Учитель года» – второе. За пять лет работы в школе я получила грамоту от нашего района за вклад в развитие образования. Для молодого специалиста это большое достижение. Тогда же я получила повышение категории, написала несколько методических разработок, прошла повышение квалификации. Интересно, что, работая в системе образования Казахстана, я ориентировалась на российское образование и постоянно покупала журналы и методички Минпросвещения России. Я написала две методические разработки для профильных классов «Химия металлов» и «Опытно-исследовательская работа по биологии», которые получили одобрение и рекомендовались для использования в школах.
— Как Вы оказались в Пахомовской школе?
— Мы с семьей в 2010 году переехали в Россию. Мой муж – российский немец, поэтому выбрали Азовский немецкий национальный район. Жили, строили дом, но я не могла найти работу в образовании. Поэтому первое время работала в аптеке, так как у меня есть медицинское образование провизора. Позднее меня пригласили работать в клуб в деревне Южное, а Бруно Генрихович Рейтер порекомендовал меня на должность заведующей филиалом Центра немецкой культуры.
В 2013 году я пришла работать в Пахомовскую школу. Сразу начала вести уроки химии и биологии, еще мне дали классное руководство. Мы со школьниками участвуем в разных олимпиадах, конкурсах и проектах. Ребята занимают призовые места.
— Как Вы работали в пандемию 2020 года в школе?
— Я занималась с ребятами дистанционно. Было сложно, так как в Южном не было нормального доступа в интернет. Специально купила себе новый хороший телефон, чтобы записывать онлайн-уроки, презентации и видео для школьников. В пандемию получила высшую категорию, участвовала во многих онлайн-конкурсах для педагогов, публиковала свои методические разработки.
Также в это время получила еще одно высшее образование – окончила Омский педагогический университет по специальности «педагог немецкого языка». Это открыло мне новую сферу для работы и развития.
— Вы участвуете в конкурсах профессионального мастерства. Какие из них наиболее значимы для Вас?
— Я участвовала в региональном конкурсе на лучший урок. Это был мой первый конкурс на уровне региона. Тогда я вошла в пятерку лучших педагогов. Ценным для меня стало участие в Академии педагогического мастерства. Весной этого года я стала участником конкурса на присуждение премии лучшим учителям Омской области за достижения в педагогической деятельности. Среди 27 участников показала шестой результат. Эта премия приурочена в Году педагога и наставника, ее я получу в этом году.
— В чем, на Ваш взгляд, заключаются преимущества работы в сфере образования?
— Как я уже говорила, у меня есть второе образование. Поработав в сфере здравоохранения, вернулась в образование, потому что оно мне ближе. В школе надо отдавать, в школе надо гореть. Известный педагог Шалва Амонашвили говорит, что дети – это новое бытие. Мне нравится, когда между учителем и учеником есть невидимая ниточка, которая связывает их. Мой жизненный путь показывает, что педагог – это действительно моя профессия, которой я живу.
— Сейчас идет Год педагога и наставника. Вам как учителю и наставнику чего особенно хочется в этот год?
— Чтобы в нашей Пахомовской школе как можно скорее появилась «Точка роста». Такие образовательные пространства есть во многих школах нашего района, а Пахомовка – последняя в очереди. Хочу, чтобы у ребят из небольших деревень – Бердянка, Южное и Пахомовка – была возможность знакомиться с новыми технологиями, как и у всех детей России, и быть увлеченными своим делом.
В маленьких школах ученики тоже могут стать великими. Вспоминаю Михаила Ломоносова, который, пройдя за обозом из Холмогор в Москву, получил образование и стал известным ученым. В нашей школе тоже может загореться такая звезда.
— Что Вы могли бы посоветовать нашим читателям, которые находятся в поисках себя и своей дороги в жизнь?
— Билет в светлое будущее – это трудолюбие. Какой бы путь вы не выбрали, всегда нужно вкладываться и отдаваться делу на 100%. Тогда будет результат.
беседовала Евгения Гамова
Фото из личного архива Е. А. Кайль.