Вопросы кадрового обеспечения образовательных организаций, развития кадрового потенциала, социально-экономического сопровождения педагогов рассмотрели на заседании Совета глав муниципальных образования при Губернаторе Омской области.
Школы имеют постоянную потребность в педагогических кадрах, в первую очередь в учителях-предметниках, а общее количество вакансий по должностям педагогов составляет более тысячи позиций ежегодно. Численность педагогов школ в возрасте до 35 лет на уровне 24 %. Имеет место интенсификация труда педагогов. Средняя учебная нагрузка на одного педагога школы за последние три года увеличивается.
«Мы определили семь приоритетных направлений в развитии кадровой политики Омской области. Это профессиональная ориентация выпускников образовательных организаций на выбор педагогической профессии, содействие подготовке специалистов педагогического профиля, повышение привлекательности и престижа педагогической профессии, содействие привлечению и трудоустройству педагогов, социально-экономическая поддержка педагогов, содействие адаптации и закреплению, профессиональное развития педагогических работников», — сообщил на заседании заместитель председателя правительства Омской области, министр образования Иван Кротт.
Мероприятия по профессиональной ориентации школьников реализуются в рамках регионального проекта «Будущий учитель – учитель будущего», направленного на создание условий для выявления и развития обучающихся, имеющих предрасположенность к педагогической деятельности. Успешным участникам проекта присваивается статус «ассистент учителя». В Омской области реализуется проект профориентационной работы со школьниками «ПРОФНАВИГАТОР-55», который позволяет ежегодно более 1000 обучающимся принять участие в профессиональных пробах. Кроме того, школьники принимают участие в мероприятиях федерального проекта «Билет в будущее». В Омской области действуют несколько моделей организации педагогических классов.
Для подготовки специалистов педагогического профиля осуществляется взаимодействие с вузами. При административной поддержке министерства образования муниципальными образованиями Омской области урегулирован вопрос материальной поддержки целевиков. За последние четыре года более чем в два раза увеличилось количество абитуриентов, поступивших в соответствии с договорами о целевом обучении: с 62 до 131.
За время реализации федеральной программы «Земский учитель» на работу в сельские школы приехали 38 педагогов из 12 субъектов. В образовательные организации Омской области ежегодно трудоустраиваются более 700 молодых педагогов в возрасте до 35 лет. По итогам трудоустройства молодых педагогов в 2022, 2023 годах значительно перевыполнили квоту приема и трудоустройства Крутинский и Таврический районы.
В Год педагога и наставника, который объявил Президент Владимир Владимирович Путин, с 1 марта размер оклада молодым педагогам увеличен на 100 % в течение первых трех лет. В 2023 году по решению Губернатора Виталия Хоценко ввели единовременные денежные выплаты молодым педагогам за профессиональное развитие, при установлении первой или высшей квалификационной категории (в возрасте до 30 и 35 лет соответственно). «Охват молодых педагогов различными формами социальной поддержки увеличивается. По состоянию на конец 2022 года в различные формы поддержки и сопровождения в первые три года работы вовлечено почти 90 % педагогов в возрасте до 35 лет. С 2024 года будет значительно расширен перечень получателей и размер выплат социально-экономической поддержки педагогов и выпускников, поступающих на педагогические специальности», — отметил министр образования.
Продолжает свою деятельность Региональная проектная лаборатория молодых педагогов Омской области, объединяющая более 500 молодых учителей из всех муниципальных образований Омской области. В 2022/2023 учебном году Министерством совместно с ОмГПУ реализуется проект «Студент-учитель: профессиональный старт».
Фактором адаптации и закрепления педагогов в школах является создание условий для их профессионального развития. У нас проводятся конкурс молодых учителей Омской области «Дебют», областные этапы Всероссийских конкурсов, областные олимпиады и конкурсы учителей-предметников и конкурс лучших учителей. С 2021 года педагогам – победителям областных этапов Всероссийских конкурсов («Учитель года России», «Воспитатель года России», «Сердце отдаю детям» и «Мастер года») присуждается премия Губернатора Омской области в размере 250 тысяч рублей, занявшим 2 и 3 место – 150 и 100 тысяч рублей соответственно. Ежегодно победителям конкурса лучших учителей к федеральной Премии Президента в размере 200 тысяч рублей из средств областного бюджета добавляем премию по 120 тысяч рублей.