Кто может рассказать о мотоспорте, мотоциклах и об азовском мотоклубе лучше, чем мотогонщик, многократный призер чемпионатов различного уровня, тренер? В гостях у редакции районной газеты Геннадий Забродин – человек, влюбленный в свое дело.
Геннадий Александрович Забродин – коренной азовчанин в нескольких поколениях.
– Жизнь распорядилась так, что вся моя семья имеет отношение к педагогической деятельности, – рассказывает он. – Мама много лет отдала работе в школе и детском саду. Отец, военный по профессии, работал в школе учителем физкультуры и начальной военной подготовки. Сестра тоже трудится в системе образования. Жена – учитель начальных классов. У меня техническое образование, много лет работал по профессии, но судьба и меня привела в педагогику, когда я стал тренировать молодежь в мотоклубе.
В мотоспорт Геннадий Забродин пришел, когда директор Азовской птицефабрики создал на базе предприятия первый в Азово мотоклуб.
– В то время развитию спорта уделялось большое внимание, – вспоминает Геннадий Александрович. – В области прошли первые спортивно-культурные праздники «Королевы спорта». Для руководителей крупных предприятий престижно было участвовать в развитии спорта, именно поэтому директор птицефабрики Алексей Григорьевич Ткач купил 4 новых спортивных чехословацких мотоцикла и организовал мотоклуб, руководить которым предложил своему энергетику Сергею Тарану, увлеченному техникой. Именно Сергея Анатольевича по праву можно считать основоположником азовского мотоспорта.
Геннадию было тогда 11 лет, и он вместе с другими азовскими мальчишками приезжал на велосипеде на котлован, где они, затаив дыхание, смотрели, как старшие ребята гоняют по трассе на ревущих мощных мотоциклах класса 500, 250 и 125. Они просили тренера взять их в мотоклуб, и тот, видя горящие глаза пацанов, принял решение: «Сумеете проехать два круга на самом большом мотоцикле, возьму в клуб!» Геннадий Забродин вспоминает, как колотилось сердце от волнения и желания удержать ревущую махину на дроме, как тряслись руки после заезда, и как радовалась душа от мысли, что он справился.
– Я и два моих друга не подходили по возрасту, и Сергей Анатольевич занимался с нами физической подготовкой, учил обслуживать мотоциклы, разбирать и собирать «движки». На складе с автомобильными запчастями для мотоклуба выделили стеллаж. Привозили запчасти для мотоциклов, резину, двигатели – вся деятельность мотоклуба была организована на самом высоком уровне.
Поскольку до серьезных выступлений нам, 11-летним мальчишкам, оставалось ждать еще года 2-3, тренер купил нам 50-кубовые мопеды: настоящие спортивные «Ригу» и «Верховину». Радости нашей не было конца! Вскоре в клуб купили «коляску», и команда была теперь в полном составе.
Через время мотоклубу выделили специальное помещение на птицефабрике, ребята полностью оборудовали его и буквально жили своей страстью к мотоциклам и гонкам, в которых они участвовали на соревнованиях.
В 1985 году помещение клуба сгорело, из пожара удалось спасти только три мотоцикла из 12-ти. Байки «приютил» азовский методист и гонщик Юрий Павленко. Члены мотоклуба еще 3 года собирались на большом дворе по улице Садовая. Тренировались на трассе, которую сами оборудовали на приваленском котловане. Директор птицефабрики подкупил им техники, и азовские мотогонщики продолжили выступать на соревнованиях. А потом Алексея Григорьевича перевели в другой совхоз – «поднимать» предприятие, финансирование затратного мотоспорта прекратилось, и мотоклуб распался.
Отслужив срочную службу в рядах ВВС на Дальнем Востоке, Геннадий Забродин окончил вуз и получил профессию инженера-механика. Женился на замечательной девушке Наталье, которая по распределению приехала в Азово работать учительницей младших классов. Родилась дочь Марина. Несколько лет Геннадий Александрович работал по профессии: сначала на птицефабрике, потом на Севере. Когда вернулся домой, устроился в строительную компанию.
Вскоре руководитель ЦДТ Владимир Бадло пригласил Геннадия Забродина работать в мотоклубе Азовского района «Патриот», которым руководил Яков Гаммершмидт, давший районному мотоспорту вторую жизнь. В 1994 году по инициативе Якова Афанасьевича образовалась Азовская районная Станция юных техников в Гауфе, где занимались ребята из близлежащих населенных пунктов района. Около 140 единиц техники было распределено по сельским поселениям района для занятия детей мотоспортом.
На протяжении долгих лет команда Азовского района занимала лидирующие позиции на чемпионатах областного уровня. В 2012 году тогдашний глава муниципалитета В. Г. Сабельфельд принял решение о строительстве мотодрома в селе Азово, который стал визитной карточкой района по реализации технических видов спорта. Особая благодарность за организацию строительства мотодрома работникам МП «ПО КХ» (директор С. П. Берников), ГП «Азовское ДРСУ» (директор Г. В. Жуляев), ООО «Варм» (директор А. В. Сабельфельд), Фонду «Азово» (директор В. Ф. Гасперт) и также лично П. Л. Багинскому (на тот момент – замглавы муниципалитета).
Решением совета депутатов муниципального района Центру детского творчества выделили деньги, на которые были приобретены шесть 125-кубовых мотоциклов. Для занятий мотоспортом выделили помещение на территории, прилегающей к Азовской школе № 2. В кратчайшие сроки были созданы условия для образовательной деятельности детей мотоспортом.
Два десятка мальчишек, таких же увлеченных мотоспортом, как и Геннадий в детстве, стали заниматься в клубе. Гараж оборудовали, небольшую трассу сделали там же, на территории гаражей. Клуб получил название СТК «Вымпел» – Геннадий Забродин возродил название мотоклуба, куда впервые пришел мальчишкой. Ребята готовы были «жить» в гараже, но Геннадий Александрович, следуя примеру своего тренера, требовал с них в первую очередь успехов в школе. Мотивировал: «Неуспевающих по школьным предметам в клуб пускать не буду!» И парни старались, хорошо учились, выполняли домашние задания и пулей летели в любимый мотоклуб.
Геннадий Александрович несколько лет совмещал свою основную работу с тренерской деятельностью. Он очень благодарен Я. А. Гаммершмидту за переданный опыт, за технику и помощь. Отработав год с азовскими ребятами, Забродин в 2014 году принял гонщиков и технику гауфского «Патриота». В тот же год он впервые за много лет выступил сам на «Королеве спорта» в Калачинске, в гонке ветеранов. Завоевал «бронзу». Потом были другие чемпионаты, на этапе Всероссийского чемпионата Геннадий Забродин пришел к финишу вторым. На юбилейной гонке в Тевризе в этом году Геннадий Александрович стал бронзовым призером.
Так сложилось обстоятельства, что гауфскому мотоклубу однажды стало «негде жить», и он стал базироваться в райцентре. Совсем юные гонщики сначала тренируются в «Вымпеле», потом переходят в «Патриот». И молодежь, и взрослые гонщики, и сам действующий тренер Геннадий Забродин продолжают тренироваться, ездить на соревнования по 12 раз в год и показывать достойные результаты.
Команда нашего района зарекомедовала себя отличными профессионалами, сильными и целеустремленными гонщикми. В региональном мотосообществе их называют азовские «волки».
– Мотоспорт – очень затратный вид спорта, – рассказывает Геннадий Александрович. – Одна покрышка стоит 5000 рублей. Покрышки хватает на три гонки, а еще масла, топливо, запчасти. Без финансирования и поддержки обойтись невозможно, и в этом районному клубу помогают директор Фонда «Азово» В.Ф. Гасперт, глава муниципалитета П. Л. Багинский, а также директор Центра детского творчества В. В. Бадло. Я читаю, что азовский мотоспорт держится на этих трех «китах», и мы бесконечно им благодарны.
Недавний пример: перед «Королевой спорта» в этом году к нам пришел Владимир Францевич Гасперт: «Ребята, впереди серьезные соревнования, вы должны выступить достойно. Чем вам помочь, в чем есть необходимость?» Мы сказали, что у нас не в порядке «коляска», и он выделил нам 120 тысяч рублей, на которые мы полностью переоборудовали мотоцикл. На «Королеве спорта» в Тевризе мы стали четвертыми среди 11-ти команд. Огромную благодарность за это выражаю также механику Олегу Поплавскому, много лет обслуживающему нашу спортивную технику. У этого человека поистине золотые руки.
Азовский мотодром входит в тройку лучших мотодромов области, мотогонщики, которые всегда с удовольствием приезжают в Азово для участия в этапе областного чемпионата, непременно отмечают отлично подготовленную трассу и организацию соревнований. Хозяева мототрассы выступают на родной земле с непременным успехом.
В районном мотоклубе занимаются ребята по возрастным группам: от 5 лет и взрослые маститые спортсмены. В арсенале гонщиков – 15 одиночных мотоциклов и три «коляски». 4 июля азовские пилоты выступят на соревнованиях в Калачинске, через неделю – в Кормиловке, 14 июля – на летней «Королеве спорта – Любино-2020». За год получается 14 гонок, плюс две «Королевы», а также этапы всероссийских гонок. В сентябре областной этап чемпионата соберет гонщиков со всей области на азовском мотодроме.
– То, что ребенок должен хоть чем-то заниматься, знают все родители. Одни выбирают музыку, другие спорт, некоторые науку, а есть такие, кто нагружается всем сразу, – делится Геннадий Александрович. – И если знания имеют социальную значимость, то спорт жизненно необходим, так как без здоровья многие навыки могут уже не понадобиться. Я приглашаю ребят попробовать свои силы в мотоспорте. Этот вид спорта развивает крепкие мышцы, выносливость, ловкость и координацию. А еще это умение работать в команде, взаимовыручка и, непременно, труд. Труд, который дает результаты, если ты по-настоящему увлечен.
P.S. Эта статья из печатного номера районной газеты №24 от 18 июня 2020 года. Подпишитесь на газету «Ihre Zeitung»в редакции или на почте, чтобы читать наши материалы первыми!