Каждый год на улицах становится все больше транспорта, все интенсивнее становится дорожное движение. И именно от работы сотрудников ГИБДД во многом зависит сохранение жизни и здоровья всех участников дорожного движения. Что же требуется от госавтоинспекторов для обеспечения порядка и культуры на дорогах? На этот и другие вопросы корреспонденту редакции газеты «Ihre Zeitung» ответил инспектор по исполнению административного законодательства ОГИБДД МВД России по Азовскому району Евгений Дегтерев.
– В первую очередь от сотрудников инспекции требуется высокая ответственность, бдительность и решительность, – начинает беседу Евгений Николаевич. – С каждым годом перед работниками Госавтоинспекции ставятся новые задачи, которые выводят ГИБДД на новый уровень и обеспечивают высокую степень защиты всех участников движения на автомобильной дороге.
– Евгений Николаевич, бытует мнение, что в ДТП чаще всего виноваты водители, а ведь соблюдать ПДД должны все без исключения – и водители, и пешеходы, и даже пассажиры. Иногда складывается ощущение, что никто Правил не знает, или сознательно их не соблюдает. Насколько это опасно?
– Проблемы возникают, когда человек не осознает свою ответственность и пренебрегает ПДД. Правила написаны для того, чтобы их соблюдали. За каждым их пунктом стоят чьи-то трагедии.
Это относится ко всем участникам дорожного движения. Предположим, не учел водитель состояние дорожного покрытия, неправильно действовал в плохих погодных условиях, не включил «поворотник» при маневре, превысил скорость, не пристегнулся ремнем безопасности или не усадил ребенка в детское удерживающее устройство, не заметил знак, пренебрег дорожной разметкой… Казалось бы, мелочи, а все они влияют на человеческие судьбы.
О пешеходах – речь особая. Родители на глазах детей нарушают Правила дорожного движения, не думая о том, что, к примеру, завтра их ребенок, копируя поведение тех, кто у него в авторитете, перебежит дорогу в неположенном месте. Страшно даже подумать о возможной трагедии. Пешеходам
следует понять, что все наши разъяснения и пропаганда безопасности движения – не причуды, а желание уберечь их от опасности. Мы, в свою очередь, будем делать все, что в наших силах, чтобы обеспечить безопасность дорожного движения в Азовском районе.
Евгений Дегтерев работает в подразделении Азовского ОГИБДД не так давно – с 2017 года, но успел душой прикипеть и к району, и к сельчанам. Он родился и вырос в городе Омске. Школу окончил практически с отличием, затем получил диплом инженера металлургического производства в Омском техническом университете. В студенческие годы, общаясь с друзьями, работавшими в службе Госавтоинспекции, решил, что хочет посвятить себя не инженерии, а обеспечению безопасности на дорогах.
Военная кафедра вуза сделала Евгения Дегтерева офицером запаса. Это пригодилось ему, когда в 2003 году он сдавал документы в кадровый аппарат в качестве кандидата в стажеры в полк ДПС, в подразделение дорожно-патрульной службы, курирующей город Омск.
Через 3 месяца успешно пройденного испытательного срока Евгения Дегтерева зачислили на должность стажера-инспектора ДПС. К тому времени пришел приказ Министерства обороны о присвоении ему звания лейтенанта милиции.
В течение полугода Евгений Николаевич проходил обучение в Учебном центре УМВД России по Омской области и выпустился как специалист, осуществляющий надзор за движением на улицах города. Параллельно Евгений учился на заочном отделении Омской академии МВД России.
Молодого сотрудника Евгения Дегтерева закрепили за более опытным коллегой. Есть такая практика, чтобы молодежь прошла так называемую «обкатку». Наставник отмечал, как Евгений ведет себя с участниками дорожного движения, как действует в каких-то критических ситуациях, при большом скоплении транспорта.
– Сначала молодые специалисты несут пешее патрулирование, – рассказывает Евгений Николаевич. – Мой первый пост – оживленная Ленинградская площадь в Омске – стал настоящим «боевым крещением». Светофоры в то время были еще ламповые, их только начали переводить на диодное световое освещение. Часто, особенно в холодное или жаркое время, случались отключения светофоров. Приходилось осуществлять ручное регулирование движения. Здесь тоже наставники смотрели за нашей работой, за реакцией и за мастерством.
Евгений Дегтерев отлично зарекомендовал себя и через какое-то время стал работать в экипаже патрульного автомобиля ДПС.
– Это сейчас ГИБДД оснащена спецавтомобилями как отечественного, так и иностранного производства, – рассказывает Евгений Николаевич. – Тогда с автомобилями для экипажей дело обстояло сложнее. Чтобы заслужить приоритет работы на патрульном автомобиле, нужна была рекомендация командира в течение 2-3 лет. В экипаже новичок тоже попадал под патронаж более опытного госавтоинспектора.
В 2006 году ответственного и по-настоящему увлеченного работой Евгения Дегтерева назначили на должность командира взвода, присвоив очередное звание – старший лейтенант милиции. Но через 1,5 года семейные обстоятельства вынудили Евгения Николаевича написать рапорт о переводе с должности комвзвода на должность инспектора ДПС. У его мамы начались проблемы со здоровьем, а нагрузка командира взвода не позволяла уделять ей должного внимания и заботы.
По рекомендации руководства его перевели в роту сопровождения, в которой несли службу наиболее подготовленные сотрудники со стажем более 10 лет. Экипажи сопровождали кортежи официальных и высокопоставленных лиц на значимых мероприятиях, автобусы с детьми, габаритные и большегрузные автомобили.
– В 2008 году мы сопровождали автобусы с детьми из китайской провинции Сычуань, пострадавшей от землетрясения, – вспоминает Евгений. – Они проходили курс реабилитации в оздоровительном лагере «Орленок» в Калачинске и выезжали на экскурсии в областной центр. Прощание с ребятами было очень трогательным, на память о себе дети подарили всем членам экипажей сопровождения по игрушечной панде. Панда до сих пор хранится у меня, иногда с ней играют дети.
У Евгения Николаевича двое сыновей – Марк, гимназист начальной школы, и 6-летний Тимофей. И замечательная, заботливая, чуткая жена Елизавета, которая с пониманием относится к ненормированному рабочему дню своего супруга. Это сейчас хрупкая и улыбчивая Елизавета Дегтерева работает инструктором по йоге в азовском фитнес-центре «Фламинго», а когда супруги познакомились, Лиза работала в дежурной части Госавтоинспекции, поэтому о работе сотрудников ГИБДД знает не понаслышке.
В Азовском районе супруги Дегтеревы живут чуть более трех лет. Евгений Николаевич заступил на должность инспектора по исполнению административного законодательства в районный ОГИБДД. Сравнивая работу в городе и районе, отмечает отсутствие суеты мегаполиса и открытость сельчан. Несмот-ря на относительную размеренность, работы всегда хватает не только в райцентре, но и во всех сельских поселениях. На вопрос о том, что самое сложное в работе госавтоинспектора, Евгений Николаевич отвечает:
– Самое сложное – это человеческий фактор. В общении с людьми приходится быть психологом, потому что нередко в совершении ДТП немаловажную роль играет эмоциональное состояние участников дорожного движения. Но, как бы ты ни старался, для всех хорошим не будешь.
– Евгений Николаевич, существует ли в вашей профессии понятие «профессиональная деформация»?
– Думаю, это зависит от самого человека, от его внутреннего состояния. Я работаю в службе 17 лет и не чувствую себя профессионально деформированным, и ни разу не пожалел, что выбрал эту профессию. Безусловно, служба в Госавтоинспекции закаляет, но ты все равно переживаешь, сочувствуешь людям. Бывают случаи, когда сотрудники ГИБДД ближе к выходу на пенсию «перегорают», работа больше не приносит удовлетворения. Но о профессиональной деформации не слышал.
– Если бы можно было сделать так, чтобы никто и никогда не нарушал одно, строго определенное правило, какое бы Вы выбрали?
– Оно прописано в действующих Правилах дорожного движения, в частности в п.1.5: «Участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда…»
беседовала Ярослава Ильенко