Мария Сергеевна Березницкая учит детей рисовать и заведует художественным отделением в Азовской детской школе искусств имени В. Я. Шпета уже 6 лет. Об учебе на одном из лучших факультетов искусств, о воспитании детей и развитии у них художественного вкуса – рассказываем в нашем интервью.
В Омскую область Мария Сергеевна переехала вместе с родителями из Казахстана в 1999 году (в Азовский район). Здесь она пошла во второй класс Азовской гимназии и стала заниматься в Центре детского творчества в студии декоративно-прикладного искусства. После школы Мария Березницкая поступила на факультет искусств в Омский государственный педагогический университет.
– Какими были ваши университетские годы?
– Учеба в университете была очень интересной. Мы часто выезжали на пленэры, я много рисовала родное Азово. Мы часто посещали художественные выставки в Омске, «насмотренность» очень важна. Я до сих пор сохранила в себе эту привычку – посещать выставки. Мне посчастливилось учиться у талантливых педагогов и художников. Я многому научилась у Натальи Константиновны Прониной, Анатолия Александровича Баженова, Георгия Петровича Кичигина. Все преподаватели очень сильные, у каждого свой стиль, на каждого хотелось быть похожей. Наш факультет искусств очень ценится в России. Любовь Анатольевна Серова – мой научный руководитель, у нее я писала диплом по графике. Мне в университете очень нравилась графика, она меня затянула надолго. Это всегда творческий эксперимент: никогда не знаешь, что получится в итоге.
– В какой момент Вы решили заниматься преподаванием?
– В 2014 году Ольга Борисовна Степанова, мой педагог в Центре детского творчества в Азово, позвонила мне после защиты диплома и предложила место работы – педагогом Азовской ДШИ (художественное отделение). Я тогда еще не думала, где буду работать. Согласилась, прошла собеседование. Уже преподаю здесь 6 лет, с перерывом на небольшой декретный отпуск. Долго дома быть я не смогла, любимая работа меня очень манила.
– Что Вы преподаете в школе искусств?
– Рисунок, живопись, композиция, беседы об искусстве, цветоведение, лепка – это далеко не все дисциплины, которые я преподаю ребятам. Мы предлагаем различные предметы в рамках реализации наших образовательных программ. В школе искусства есть 2 программы, рассчитанные на 5 и на 8 лет обучения.
– У Вас с детства были наклонности к творчеству?
– Я выросла в семье спортсменов. В детстве меня всячески старались увлечь игровыми видами спорта, но спорт в моей жизни всегда присутствовал в меру. Я не очень люблю командные игры. Однажды я увидела работы подруги, которые она сделала в студии ДПИ. Мне они невероятно понравились, и подруга предложила сходить вместе с ней на занятие – посмотреть. Я пришла к Ольге Борисовне, понравилось, вот так и затянуло меня творчество. С тех пор не мыслю своей жизни без искусства.
– Мария Сергеевна, что больше всего Вам нравится в работе?
– Мне нравится работать с заинтересованными ребятами. В школу искусств приходят дети, у которых есть большое желание – научиться рисовать. Я помогаю ребятам достичь эту цель. Со страхом вспоминаю свои школьные уроки изобразительного искусства. Зачастую в общеобразовательных школах эти уроки не считаются важными, да и ведут их не всегда педагоги с художественным образованием. На уроках ИЗО в школе работают те ученики, кому это действительно нравится, остальные же просто отсиживаются. Для меня как для педагога, наверное, самая большая фобия – работать в общеобразовательной школе.
– Какой Ваш любимый возраст учеников?
– Мы в этом году впервые набрали группу 6-летних воспитанников. Мне очень нравится с ними работать: они открытые, непосредственные. С ними сложнее, конечно, но интереснее. Мне постоянно нужно что-то придумывать, чтобы удержать внимание ребят.
– С какого возраста можно учить детей рисовать?
– Как только ребенок взял в руки карандаш, уже можно. Мы с дочерью, а ей 3 с половиной года, делаем разные творческие упражнения, которые не требуют особого мастерства. К примеру, смешиваем краски, пробуем технику монотипии. Я не отпускаю ребенка в свободное плавание, направляю ее, помогаю. Это важно в детском возрасте, малыши получает удовольствие и от процесса, и от результата.
– Как родителям выявить способности своего ребенка?
– Наблюдать, в первую очередь. Если ребенок тянется к карандашам в детстве, значит, нужно создать ему условия для художественного развития. Если ребенку интересен мяч, значит, стоит подумать о спортивной секции. При этом всегда нужно соблюдать баланс духовного и физического развития. И не стоит перегружать детей разными занятиями, им нужно свободное время.
– Есть дети спокойные, усидчивые, а есть – активные. Можно ли научить вторых художественному творчеству или их лучше направить в спорт, например?
– Активным детям, думаю, стоит заниматься творчеством. Это развивает усидчивость, внимательность, наблюдательность. У меня есть такие гиперактивные ученики, у которых спустя несколько лет я наблюдаю прогресс.
– Как Вы думаете, можно ли научить рисовать человека, у которого нет к этому склонностей? Или все люди талантливы в какой-то мере?
– Любого человека можно научить рисовать. Во-первых, нужно желание, во-вторых, необходимо много трудиться. Есть дети, у кого врожденные способности. Тем же ребятам, у которых таких способностей нет, нужно больше стараться, конечно. Благодаря упорному труду они без проблем могут достичь того же уровня, что и одаренные с рождения. Работа, работа и еще раз работа – это залог успеха.
– Расскажите про Ваш стиль преподавания. Как проходят уроки?
– У меня доверительные отношения с учениками. Я не строгий учитель, несмотря на это, у меня на занятиях почти всегда хорошая дисциплина. Ребята вовлечены в процесс творчества, им некогда отвлекаться и шуметь. Большинство моих учениц – девочки, они очень усидчивые, старательные, тихие. Есть группы, где занимаются и мальчишки. В них, конечно, бывает пошумнее, но это не мешает учебному процессу.
– Многие люди не хотят начинать с академических азов, многим это кажется монотонным. Они говорят, что идут своим путем. Это действительно свой путь или проявление лени?
– Любой человек, который называет себя художником или претендует на это, должен прежде всего получить хорошее академическое образование. Это необходимая база, только на ней можно потом построить что-то новое, свое.
– Мария Сергеевна, кого из художников Вы особенно любите?
– Мне нравится импрессионизм. Вдохновляет творчество Ван Гога и Моне, на занятиях я знакомлю учеников с их работами. Недавно мы смотрели фильм «С любовь, Винсент» и пробовали рисовать в стиле Ван Гога. В искусстве я не люблю излишнюю «причесанность». Мне нравятся глубокие работы, в которых можно найти много разных смыслов, можно вернуться, поразмышлять. Искусство, которое доступно и понятно не всем, – вот, что мне по душе. Это касается не только живописи, но и кино, и литературы. Я в целом, пожалуй, человек искусства.
– Если бы у Вас была возможность обратиться к родителям будущих учеников, что бы Вы им сказали?
– Во-первых, нужно прививать детям любовь к прекрасному, учить их видеть красивое в привычном. Моя дочь часто поднимает голову вверх и говорит: «Мама, посмотри какое сегодня красивое небо!» Я понимаю, что она это замечает, потому что я так часто делаю, перенимает мою модель поведения. Так на своем примере я ненавязчиво развиваю в ней художественный вкус.
Во-вторых, нужно читать детям старые добрые сказки с хорошими иллюстрациями. «Насмотренность» очень важна в развитии художественного вкуса. Могу посоветовать русские народные сказки, сказки разных народов мира, «Маленького принца» Антуана де Сент-Экзюпери, сказки Ганса Христиана Андерсена.
В-третьих, с детьми нужно ходить в театр. Мы с дочерью часто бываем на детских постановках в Центре современной драматургии, в «Арлекине», «Галерке». Если выбирать между кинотеатром и театром, то я отдаю предпочтение театрам.
В-четвертых, детей нужно вытягивать из виртуального мира. Мои ученики на переменах не общаются между собой, они все погружены в телефон. Иногда складывается впечатление, что вся их жизнь сосредоточена в нем. Детям в силу возраста сложно выбрать для себя правильный путь, это нужно делать родителям.
беседовала Евгения Гамова
Фото: из личного архива Марии Березницкой.