Посвящается 78-й годовщине прорыва блокады Ленинграда
Война – это большое горе. В военные события попали все без исключения: и мирное население, и воевавшие, и те, кто работал в тылу. Наша страна до сих пор, несмотря на прошедшие десятилетия, несет траур по тем, кто ценой своей жизни подарил нам мирное небо. Мы благодарны тем, кто приютил эвакуированных людей, мы гордимся теми, кто проявлял стойкость и мужество в осажденных городах.
Студент факультета нефтегазовой и строительной техники СибАДИ Сергей Мастилов гордится своей прабабушкой Верой Иосифовной Кобяк, проживающей в селе Березовка. К годовщине снятия блокады Ленинграда Сергей Мастилов рассказал нам о том, что пришлось пережить его прабабушке в осажденном городе. Рассказ публикуется от первого лица.
Прабабушка Вера плачет молча
Гимн чести, мужества и славы поем мы тем, кто героически защищал свою Родину. А а я пою гимн своей прабабушке – Вере Иосифовне Кобяк. Она – житель блокадного Ленинграда, награждена специальной медалью «За отвагу». Такую награду имеют еще две женщины нашего района – Галина Григорьевна Маевская из села Азово и Ядвига Александровна Славкина из села Гауф.
Сейчас прабабушке за 90 лет. Она многое не помнит из событий 10-15-летней давности, но страшные блокадные дни помнит очень хорошо. 1941-1944 годы вспоминает спокойно, не жалуясь на судьбу, но на глазах всегда слезы. Прабабушка Вера плачет молча.
900 тяжелейших блокадных дней, пережитых прабабушкой. Представить трудно. Это трагический период истории жителей и города на Неве. Только от голода погибло свыше 640 тысяч человек, десятки тысяч погибли при артиллерийских обстрелах и бомбардировках, умерли в эвакуации. В окружение попали более 2,5 млн гражданского населения Ленинграда, 343 000 жителей пригородных районов и войска, защищавшие город. Продовольствие, топливные запасы были ограничены, остановился общественный транспорт, так как к зиме 1941-1942 года не осталось никаких топливных запасов и электроэнергии. Но город жил и боролся, заводы продолжали выпускать военную продукцию, работали театры, музеи. Все блокадные дни не замолкало ленинградское радио.
Семья Кобяк тесно связана с трагической историей города на Неве. Пять человек: мама – Клавдия Константиновна Вериго, папа – Иосиф Александрович Вериго и три дочки – Зинаида, Женечка и Верочка – проживали на набережной Обводного канала, в доме № 133, в квартире № 1. Родители любили девочек, дочери, свою очередь, гордились своими родителями. Каждое лето дети под патронажем нянек ездили на отдых. Мой прапрадед Иосиф Александрович был военнослужащим. В гражданскую войну воевал в легендарной дивизии Василия Чапаева. Прапрабабушка работала в городском цирке на Фонтанке модельером. Дома часто собирались цирковые работники, вечера проходили очень интересно.
Война все изменила. В 1941 году, в тяжелые дни блокады, умерла старшая сестра Веры. Прапрадед после тяжелого ранения был демобилизован, в 1942 году он умер. Прапрабабушка прожила без него недолго. Девочки остались одни. Вере – 12, Жене – 14 лет.
Вера Иосифовна не любит вспоминать о том, как ежедневно часами простаивала в очереди за хлебом, как у них украли хлебные карточки, и на 10 дней сестры остались без еды. Еще в первую холодную зиму сожгли деревянную мебель. Когда есть было совсем нечего, девочки варили на печке-буржуйке кожаную обувь, ремни. Водопровод не работал, зимой топили снег, а в другие месяцы собирали дождевую воду. В некоторых квартирах варили суп из дрожжей. Пахнущая хлебом вода была роскошью для многих. Страх от обстрелов и бомбежек отошел на второе место, голод овладел всеми, в глазах у всех стояла смерть.
Солнечные лучики
От неминуемой смерти девочек спас случай: сестру Женю пригласили работать в офицерскую столовую. Варили суп из кожуры овощей, в бидончик сливали помои, остатки пищи. Это стало для них спасением. Одним из источников надежды на протяжении всей блокады была Дорога Жизни через Ладожское озеро. Из осажденного Ленинграда вывозили детей, больных, а в Ленинград шли машины с продуктами, медикаментами, теплыми вещами. Пережили блокаду до самого конца. Все 900 дней боролись они со смертью.
После того, как 27 января 1944 года по радио объявили о снятии блокады Ленинграда, измученных голодом девочек вывезли из освобожденного города. Они уже не могли даже говорить. На носилках их вынесли санитары, поместили в машины и эвакуировали в Пензенскую область. Прабабушка была больна тифом. Плата за то, что она выжила. Вера лечилась от тифа два года. Лечение давалось тяжело, в то время тиф был почти неизлечим. Врачи долго боролись за ее жизнь, ослабевшее тело девочки уже не реагировало на лекарства и питание. Доктора опустили руки, смирились.
Со слов сестры прабабушки, которой разрешали ухаживать за Верой, девочку положили на кровать у окна. Взошло солнце и своими лучиками коснулось умирающего ребенка. Сначала Верочка не реагировала на тепло лучей, но постепенно ее личико стало преображаться, на нем появился легкий румянец. С того дня она быстро пошла на поправку, но еще долго была похожа на ходячего мертвеца. Я слушаю и очень хорошо представляю маленького, истощенного голодом ребенка. Солнечные лучики… Это так похоже на сказку. А, может, это были ангелы, и они не допустили трагедии и спасли невинную детскую душу?
Семейную жизнь начали в палатках
Из госпиталя сестры вернулись в свой родной Ленинград, но новые жильцы не пустили их даже на порог родной квартиры. Все вещи, документы были вывезены и сожжены. Тетя приютила девочек, дала возможность закончить прабабушке торговый техникум. В городе Бежецке Вера Вериго познакомилась со своим будущим мужем Анатолием Кобяк.
В 1956 году супруги вместе поехали на освоение Целины. Местом их жительства и работы стал 77-й разъезд в Кустанайской области. Семейную жизнь начинали в палатках, на руках уже были подрастающие сын и маленькая дочь Зина. Стойкость помогает справляться с трудностями. Вера и Анатолий Кобяк воспитали троих замечательных детей.
Прадед ушел из жизни рано. А прабабушка проживает в селе Березовка с дочерью Зинаидой, моей бабушкой, которая работает в школе.
Вера Иосифовна Кобяк – ветеран труда, у нее много почетных грамот и благодарственных писем за честный и добросовестный труд. Моя прабабушка – достойный пример стойкости и мужес-тва. Я преклоняю колени перед такими, как она.
Низкий поклон поколению Победителей за мужество, отвагу, самоотверженный труд, любовь к жизни и неиссякаемую энергию. Именно на таких людях держится наша могучая держава.