Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – Закон о рассмотрении обращений) регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
В соответствии с Положением о государственном земельном надзоре, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 № 1, Положением об Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (далее – Управление), утвержденным приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 23.01.2017 № П/0027, Управление наделено (уполномочено) функциями по осуществлению государственного земельного надзора.
Таким образом, обращение, поступившее в государственный орган, осуществляющий государственный земельный надзор в соответствии с его компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению. Порядок рассмотрения обращений граждан также распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением указанным органом обращений юридических лиц, объединений граждан, в том числе юридических лиц, осуществляющих публично значимые функции государственных и муниципальных учреждений, иных организаций и их должностных лиц (ч. 4 ст. 1 Закона о рассмотрении обращений).
Согласно ч. 1 ст. 10 Закона о рассмотрении обращений государственный орган, уполномоченный на осуществление государственного земельного надзора, или должностное лицо:
– обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости – с участием гражданина, направившего обращение;
– запрашивает необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия (документы и материалы на соответствующий запрос должны быть представлены в течение 15 дней);
– принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;
– дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов;
– уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
Объективное рассмотрение обращения означает отсутствие субъективного интереса со стороны лица, рассматривающего обращение. В целях реализации обеспечения объективности рассмотрения обращения и установлен запрет на рассмотрение должностным лицом обращения, содержащего жалобу на его действие (бездействие), установленный ч. 6 ст. 8 Закона о рассмотрении обращений.
Всесторонность, то есть полнота рассмотрения, обеспечивается обязанностью исполнения процедуры рассмотрения обращения. Следование процедуре – регламенту рассмотрения обращения – само по себе является средством обеспечения всесторонности рассмотрения обращения. При этом процедура подлежит исполнению применительно к каждому из вопросов, указанных в обращении.
Недопустимо отказывать гражданам в рассмотрении обращения по существу формально, если на самом деле у органа или должностного лица имелась возможность рассмотреть такое обращение.
Обязанностью государственного органа, уполномоченного на осуществление государственного земельного надзора, и должностного лица, рассматривающего обращение, является необходимость принятия мер, направленных на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина. Данная норма является одной из основных обязанностей должностных лиц, рассматривающих обращение. Установив обоснованность доводов обращения, такое лицо обязано помимо направления ответа принять меры по восстановлению или защите нарушенных прав, свобод и законных интересов.
Непринятие мер, направленных на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан, может повлечь за собой повторное обращение, в том числе жалобу на бездействие органа. Принятие мер по обращению не охватывается сроком дачи на него ответа и поэтому может происходить уже за пределами сроков рассмотрения обращения, предусмотренных комментируемым Законом.
На основании ч. 3, 4 ст. 10 Закона о рассмотрении обращений ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом.
Ответ на обращение направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, поступившем в государственный орган или должностному лицу в форме электронного документа, и в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении, поступившем в государственный орган или должностному лицу в письменной форме.
Следует отметить, что статьей 11 Закона о рассмотрении обращений установлены случаи, в которых ответ на обращение не дается. В частности, ответ не дается, если:
– не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, или почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ;
– содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членам его семьи;
– если текст письменного обращения не поддается прочтению;
– если текст письменного обращения не позволяет определить суть предложения, заявления или жалобы;
– если в письменном обращении гражданина содержится вопрос, на который ему неоднократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства.
Расходы, понесенные в связи с рассмотрением обращения государственным органом или должностным лицом, если гражданин указал в обращении заведомо ложные сведения, могут быть взысканы с данного гражданина по решению суда (ч. 2 ст. 16 Закона о рассмотрении обращений).
В качестве примера приведу рассмотрение обращений, связанных с осуществлением государственного земельного надзора на территории Омского района. Так, в течение 2020 года Управлением было рассмотрено 114 обращений, в первом квартале 2021 – 31. Рассмотрение обращений осуществляется в строгом соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Андрей Калабин,
заместитель начальника отдела государственного земельного надзора Управления Федеральной
службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области.