Вот уже 15 лет воспитатель детского сада «Солнышко» Анна Петровна Круглякова отдает свое сердце детям.Сейчас у нее 25 будущих первоклассников в подготовительной группе. Накануне профессионального праздника – Дня работников дошкольного образования – мы поговорили с Анной Петровной о ее педагогических принципах, о важности совместной работы с детьми и о том, почему она остается в не самой простой профессии на протяжении многих лет.
Анна Петровна выросла в педагогической среде. Бабушка – учитель физики и математики, тетя преподавала русский язык и литературу. Так и пошла по семейным стопам, продолжила педагогическую династию. Анна Петровна родилась в Новосибирской области. Малая родина – село Венгерово, Венгеровский район. Это село с большой историей, через него проходил Сибирский тракт. Там жила и училась в школе до 16 лет. Потом с родителями и младшим братом переехала в Азово, здесь училась в 11 классе.
«С теплотой вспоминаю об одноклассниках, о каждом учителе. Здесь, в Азово, я приобрела друзей, добрых знакомых. Потом поступила в ОмГУ им.Достоевского на факультет психологии, работала в школе педагогом-психологом. В жизни произошли перемены, я стала работать в дошкольном образовании, прошла переподготовку вИнституте развития образования, училась работать с детьми с ОВЗ в дошкольных образовательных организациях, защитила диплом. Чуть позже училась в ОмГПУ на факультете иностранных языков, изучала немецкий язык», — рассказывает Анна.
О детстве вспоминает с радостью. Иногда в стихотворнойформе. Детство выпало на 90-е, это был очень трудный периоддля страны и длясемьи. Но это время было всё равно счастливым.
«Мои родители Унру Петр Андреевич и Наталья Леонидовна. Я благодарна им за все, что они мне дали в жизни. А главное – понимание того, что образование – это важно и ценно. Когда мы проезжали мимо института, в котором они учились, они всегда говорили мне и моему брату: «Здесь мы познакомились. По этим аллеям гуляли». Еще это сопровождалось интересными историями из их студенческой жизни. Теперь они это рассказывают моим детям», — говорит Анна Петровна.
— Как вы пришли в профессию и почему решили стать воспитателем?
— Сначала думала, что в силу обстоятельств. Но жизнь показывает, что это закономерно.
— Как давно вы работаете в детском саду «Солнышко»?
— С октября 2013 года. Руководитель детского сада Галина Леонидовна Горбачева тепло встретила меня, представила коллективу. Многое в своей профессии я постигла именно под ее руководством и вместе с моими коллегами здесь, в «Солнышке».
— Бывает, что родителям трудно справиться с одним ребенком, а вы управляетесь с целой группой. В чем секрет?
— В искренности. Важно делать и творить ВМЕСТЕ или рядом с детьми. Это будет полезно детям, пригодится им в жизни, а результатам будут рады родители.
— Каких принципов вы придерживаетесь в воспитании?
— Основной принцип, которым я руководствуюсь, – принцип развития. Нет неспособных детей. У каждого ребенка можно найти то, чем он может проявить себя в обществе, либо для себя сделать свои маленькие открытия и радоваться этому, поделиться этим открытием с друзьями, родителями, со мной, другими сотрудниками детского сада.
— Сейчас бытует мнение, что «дети стали другими». Согласны ли вы с этим?
— Дети по-прежнему любят играть, в этом есть постоянство. Немного изменились средства игры, ведь меняется общество, трансформируются отношения между людьми и меняются приоритеты ценностей. Для меня такое определение непонятно, потому что я не знаю, с каким периодом сравнивают.
— Что самое важное при работе с детьми?
— Важно помнить из детства: в каких ситуациях и как может чувствовать себя ребенок, что может послужить пусковым механизмом к положительному развитию, а в чем есть риски.
— С детьми работать сложно? А с родителями?
— Сложно. Но легче, когда ты имеешь представление об общем и индивидуальном развитии детей. Когда владеешь широким спектром психологических и педагогических методов общения.С родителями тоже нелегко, но важно помнить, что каждый родитель переживает о своем ребенке. Он доверил ребенка воспитателю в тот момент, когда занят, не может быть рядом с ним. Ребенок — главная ценность для родителя. И родитель хочет видеть, что люди, работающие в детском саду, это понимают.
— Работа с детьми — всегда что-то новое, никогда не знаешь, чего ожидать. Были ли в вашей практике необычные или поучительные случаи?
— Это было в самом начале моей деятельности. Один из поучительных – ребенок сделал подарок для папы на 23 февраля. Родители разведены. Мама смяла поделку нечаянно, потом сказала, что папа обойдется. Мальчик расстроился, даже заплакал, прижимая ее к груди. Я сказала, что думаю, что мама не будет против, если завтра мы сделаем новую. Мама согласилась. Когда я спускалась по лестнице, услышала: «Аня Петровна, спасибо». Это было индикатором моих профессиональных действий.
— Как вы организовываете день детей? Чем их занимаете?
— Организовать детей можно даже голосом: загадочным, таинственным. Можно просто привлечь внимание внесением нового предмета в группу и вопросом о нем. Можно жестом, взглядом пригласить к диалогу нескольких детей или всех детей группы. Смотря как выстроено взаимодействие «педагог-дети».
В соответствии с режимом дня, расписанием деятельности. Так, чтобы им было интересно, и они смогли рассказать, что они узнали нового, что научились делать, для чего это нужно, какие эмоции от результата они испытывают на протяжении всего дня.
— Расскажите о своей проектной деятельности в детском саду.
— У нас несколько больших проектов. К примеру, региональный инновационный проект Института развития образования Омской области, в котором детский сад участвует как консультационный центр для родителей. Это и агротехнологический проект детского сада, в котором основные участники –дети. Это и проект детского сада по методической работе в рамках стратегии «Контур управления».Это и муниципальный проект «Phönix-Asowo».
Другие муниципальные проекты в рамках реализации национального проекта «Образование»: «Успех каждого ребенка», «Поддержка семей, имеющих детей», «Управление реализацией индивидуальной программы профессионального развития педагогов». Это и детские проекты по различным темам.
— Анна Петровна, ваш детский сад с этнокультурным компонентом, вы изучали немецкий язык. Развиваете своих ребят в этом направлении?
— Да, я веду клуб любителей немецкого языка. Мы с детьми постигаем азы немецкого. Кроме того, мы знакомимся с традициями российских немцев, вместе готовимся к календарным праздникам, участвуем в творческих фестивалях и конкурсах. Это очень интересная сторона моей работы, поэтому я в ней стараюсь тоже развиваться. Бываю на разных методических семинарах в Русско-немецком доме, изучала и зарубежный опыт билингвального детского сада во Фленсбурге.
— Воспитатель – это не только работа с детьми в группе. Много разных задач скрывается внутри. Что вы еще делаете?
— Эта деятельность многофункциональна: диалог с родителями, коллегами из детского сада, с методической службой, с социальными партнерами, с коллегами из других детских садов по обмену опытом, по поиску методов обучения, развития и воспитания дошколят. Это инновационная деятельность,систематическое повышение уровня квалификации, публикации опыта работы в сборниках региональных научно-практических конференций, участие в конкурсах профессионального мастерства, наставничество.
— Что самое интересное в вашей профессии?
— Быть СОПРИЧАСТНЫМ к развитию отдельного человека, к закладке фундамента личности, к формированию сознания нескольких поколений.
— Какие качества и навыки нужны человеку, который решил стать воспитателем? Кому бы вы порекомендовали свою профессию?
— Конечно, к этой профессии должны быть сформированы предпосылки: стремление и умение общаться с людьми разного возраста, умение слушать и говорить, умение вовремя спланировать и выполнить запланированное. Главное качество– ответственность. Можно много качеств и навыков перечислять. В современном мире актуально умение привить навыки безопасного поведения в различных сферах человеческой жизни. Бывает и так, что родители приходят и говорят, что сказал или сделал ребенок и в какой ситуации, даже от чего предостерег, потому что «об этом говорили в детском садике».
Кому подходит профессия? Кто чувствует призвание и готов к нестандартным ситуациям.
— Сбылась ли ваша детская мечта о будущей профессии?
— Сначала я мечтала быть инженером-микробиологом. Как мама. Потом учителем иностранного языка. Первая мечта сбылась частично – дети любят, когда им показывают эксперименты, им нравится участвовать в них. Вторая сбылась практически полностью.
— Приносит ли ваша профессия хороший доход?
— Профессия педагога часто не бывает доходной именно в том понимании, которое присуще широкому кругу людей.
— Сменили бы сейчас профессию? Возникают ли такие мысли?
— Нет. Будет жаль терять тот опыт, который есть. И время, исилы,которые потрачены на его получение. Но познавать новое стремлюсь. Я видела профессионалов с большой буквы, которые уходили в бизнес. Многие возвращались. Их опыт я не могу оставлять без внимания.
— Ваша работа тяжелая и морально, и физически. Как вы отдыхаете?
— Я люблю посещать театр, выставки художников, мастеров прикладного искусства. Мне нравятся прогулки и отдых на природе, люблю кататься на велосипеде, хожу на лыжах, периодически посещаю занятия йогой. Люблю быть рядом с близкими и дорогими людьми.
В этом году Анна Петровна удостоена высокой награды. На празднике по случаю Дня работников дошкольного образования ей будет вручена Почетная грамота Министерства образования Омской области за значительные успехи в воспитании детей дошкольного возраста, в организации и совершенствовании учебного и воспитательного процессов.
Евгения Гамова
Фотографии – из личного архива Анны Петровны
В заключение нашего материала — поздравление от Анны Петровны всем коллегам. Она написала стихотворение про педагогов:
Талантлив тот,
Кто радость нам
В рецепте прописал,
И тот, кто на ночь
Сказку впрок
Малышке рассказал,
Кто каждый день
Добро несёт,
Кто учит петь
И сам поёт,
Кто учит говорить,
Лепить, кроить и мастерить…
Кто душу знаньем наградил —
Ещё не выбился из сил.
Не догадаться ты не смог:
Таланту имя — ПЕДАГОГ!