Об акционерных обществах
Федеральным законом от 25.02.2022 № 25-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «Об акционерных обществах» и приостановлено действие отдельных положений законодательных актов РФ.
Предусмотрено, что общее собрание акционеров, повестка дня которого включает вопросы, в том числе об избрании совета директоров (наблюдательного совета), ревизионной комиссии, утверждении аудитора общества, по решению совета директоров (наблюдательного совета) может быть проведено в форме заочного голосования. Общее собрание участников ООО, повестка дня которого включает вопросы об утверждении годовых отчетов и бухгалтерских балансов, может быть проведено в форме заочного голосования (опросным путем).
Поправки также направлены на оптимизацию требований к содержанию уставов акционерных обществ.
Федеральным законом от 25.02.2022 № 20-ФЗ внесены изменения в часть первую Гражданского кодекса РФ.
Сокращен перечень обязательных сведений, отражаемых в уставе акционерного общества.
Согласно внесенным изменениям, в части сведений об акционерах в уставе АО необходимо указывать только сведения о правах акционеров — владельцев привилегированных акций каждого типа.
Кроме этого, законом закреплено право органов юридического лица утверждать внутренний регламент и иные внутренние документы юридического лица, регламентирующие корпоративные отношения и не являющиеся учредительными документами.
О Следственном комитете РФ
Федеральным законом от 25.02.2022 № 24-ФЗ внесены изменения в статью 25 Федерального закона «О Следственном комитете РФ».
Войска национальной гвардии РФ включены в перечень органов, организаций и учреждений, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж для исчисления выслуги лет в целях предоставления сотрудникам Следственного комитета РФ ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска.
О пенсионном обеспечении
Федеральным законом от 25.02.2022 № 23-ФЗ внесены изменения в статью 1 Федерального закона «О приостановлении действия части второй статьи 43 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей».
Так, с 1 октября 2022 размер денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии в соответствии со статьей 43 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1, составит 77,41% от размера указанного денежного довольствия.
Кроме того, законом установлена: с 1 января до 1 октября 2022 года ежемесячная доплата к пенсиям, назначенным в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 № 4468-I, в размере 8,6% от назначенной пенсии, с 1 октября 2022 года для лиц, являющихся участниками ВОВ из числа лиц, указанных в подпунктах «а» — «ж» и «и» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах», и членов их семей — 4,6%.
О налогах
Федеральным законом от 25.02.2022 № 17-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Автоматизированная упрощенная система налогообложения» установлено, что с 1 июля 2022 года стартует эксперимент в Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан.
Новым режимом налогообложения смогут воспользоваться организации и индивидуальные предприниматели, годовой доход которых не превышает 60 млн. рублей, с численностью наемных работников до 5 человек.
В рамках данного режима налог рассчитывается налоговыми органами. Отсутствует обязанность представлять налоговую декларацию.
Налогоплательщики не уплачивают страховые взносы и не представляют расчеты.
Оплата труда наемных работников осуществляется через уполномоченную кредитную организацию, на которую возлагаются обязанности по исчислению и удержанию НДФЛ.
Федеральным законом от 25.02.2022 № 18-ФЗ внесены изменения в части первую и вторую Налогового кодекса РФ и отдельные законодательные акты РФ.
В НК РФ и других законодательных актах закреплены положения, касающиеся введения нового налогового режима, а также уточнен порядок налогообложения международных холдинговых компаний.
В России с 1 июля 2022 года начнется эксперимент по применению нового налогового режима налогообложения «Автоматизированная упрощенная система налогообложения» (АУСН), в рамках которого расчет налога осуществляется налоговыми органами на основании передаваемых в инспекции сведений.
В этой связи принятым законом, в часть первую НК РФ вносятся положения, предусматривающие привлечение к ответственности уполномоченной кредитной организации за нарушение порядка передачи сведений в налоговые органы (в том числе информации об операциях по счетам и переводах электронных денежных средств, а также полученной от налогоплательщика информации о суммах и видах выплаченных физлицам доходов и пр.)
Кроме того, в НК РФ закреплены положения, устанавливающие условия применения международными холдинговыми компаниями пониженных налоговых ставок.
Изменения также внесены:
в Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (закреплено, например, что периоды применения ИП нового налогового режима АУСН включаются в страховой стаж для назначения пенсии);
в Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (в числе прочего установлено, что страховые взносы на «травматизм» налогоплательщиками, применяющими АУСН, уплачиваются в фиксированном размере 2040 рублей в год. Данная величина подлежит ежегодной индексации);
в Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (введены тарифы страховых взносов с 1 июля 2022 года по 31 декабря 2027 года в размере 0% для страхователей, применяющих АУСН).
Федеральным законом от 25.02.2022 № 22-ФЗ внесены изменения в статьи 50 и 56 Бюджетного кодекса РФ.
В БК РФ установлены нормативы зачисления в федеральный бюджет и бюджет субъекта РФ доходов от уплаты налога при применении «Автоматизированная упрощенная система налогообложения»
Норматив зачисления в федеральный бюджет установлен в размере 46 процентов, в бюджет субъекта РФ — 54 процента.
Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2022 года.
Гособоронзаказ
Федеральным законом от 25.02.2022 № 29-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «О государственном оборонном заказе».
Установлено, что уполномоченные банки обязаны предоставлять льготное финансирование головным исполнителям и исполнителям гособоронзаказа. Условия такого льготного финансирования будут устанавливаться Правительством РФ.
Кроме этого, изменениями не допускается начисление процентов за пользование уполномоченным банком денежными средствами, находящимися на отдельном счете, и установлен запрет на размещение на депозитах остатков таких средств.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Договоры, ранее заключенные уполномоченными банками с головными исполнителями и исполнителями по гособоронзаказу, должны быть приведены в соответствие с внесенными изменениями в течение девяноста дней со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Об обязательном экземпляре документов
Федеральным законом от 25.02.2022 № 26-ФЗ внесены изменения в статью 7 Федерального закона «Об обязательном экземпляре документов».
Увеличены сроки доставки получателям обязательного экземпляра документов.
Так, в день выхода в свет первой партии тиража доставляются обязательные экземпляры федеральных газет и газет субъектов РФ на русском языке, а также многотиражных газет муниципальных образований и рекламных изданий на русском языке и газет на языках народов РФ (за исключением русского) и на иностранных языках — при их доставке в соответствующие книжные палаты и (или) библиотеки субъектов РФ и библиотеки муниципальных образований.
Иные обязательные экземпляры документов (книги, брошюры, журналы и продолжающиеся издания, изоиздания, нотные издания, географические карты и атласы на русском языке и др.) доставляются в течение 7 дней со дня выхода в свет первой партии тиража.
Сроки доставки исчисляются в календарных днях и не включают выходные и нерабочие праздничные дни.
О СМИ
Приказом Минцифры России от 23.12.2021 № 1372 (зарегистрирован в Минюсте России 22.02.2022 № 67424) утвержден индикатор риска нарушения обязательных требований при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации.
Таким индикатором будет являться три факта размещения контролируемым лицом опровержения сведений в средстве массовой информации, в котором ранее были распространены эти сведения, в течение трех месяцев со дня выявления первого из указанных фактов.
О жилище
Постановлением Правительства РФ от 17.02.2022 № 187 внесены изменения в пункт 61 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом.
В признании садового дома жилым будет отказано, если он размещен на земельном участке, расположенном в границах зоны затопления, подтопления.
О защите конкуренции
Постановлением Конституционного Суда РФ от 17.02.2022 № 7-П по делу о проверке конституционности статей 14.8 и 51 Федерального закона «О защите конкуренции» установлено, что участие хозяйствующего субъекта в электронном аукционе и исполнение заключенного по его результатам госконтракта в отсутствие надлежаще оформленной лицензии не может быть признано недобросовестной конкуренцией.
Взаимосвязанные положения статьи 14.8 и части 3 статьи 51 Федерального закона «О защите конкуренции» не противоречат Конституции РФ, поскольку предполагают, что участие хозяйствующего субъекта в электронном аукционе и исполнение заключенного по его результатам контракта в отсутствие у него надлежаще оформленной лицензии, позволяющей осуществлять деятельность по исполнению государственного (муниципального) контракта, не может быть признано недобросовестной конкуренцией и влечь возложение на него обязанности перечислить в федеральный бюджет доход, полученный им по этому государственному (муниципальному) контракту, на одном лишь том основании, что у него отсутствует такое разрешение, если данное несоответствие положениям законодательства, требующим наличия разрешения, могло быть установлено комиссией по осуществлению закупок в рамках исполнения ею своих обязанностей при обычной внимательности и осмотрительности, а хозяйствующий субъект не совершил каких-либо действий (бездействия), направленных на сокрытие этого несоответствия.
И. о. прокурора района, советник юстиции А.Р. Арсанукаев