Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Призер конкурса «Учитель года» работает в Александровке

Недавно учитель Александровской школы Татьяна Лугинина заняла второе место на региональном этапе конкурса «Учитель года». Она стала одной из лучших среди 38 педагогов Омска и Омской области. Корреспондент «Ihre Zeitung» побеседовала с Татьяной Олеговной и узнала, какие профессиональные навыки помогли сельскому педагогу стать призером престижного конкурса.

– Татьяна Олеговна, Вы педагог по образованию. Заканчивали педагогический университет?

– Да, у меня два педагогических образования. По первому я математик, по второму – учитель начальных классов. Образование я получила в Омском государственном педагогическом университете. В 2017 году окончила факультет математики, информатики, физики и технологии ОмГПУ, в 2018 прошла переподготовку на факультете начального, дошкольного и специального образования.

– А почему Вы решили стать учителем?

– Я всегда хотела работать в школе. Моим примером была мама, она больше 30 лет посвятила педагогике, работала в детском саду. Но постоянно работать с совсем маленькими детьми мне не хотелось, поэтому я выбрала педагогику в школе. В 19 лет я пришла работать в родную школу. Два курса я училась очно, потом перевелась на заочное отделение, чтобы совмещать учебу и работу.

– Как Вас встретил коллектив школы? Еще недавно Вы были ученицей для всех педагогов, а тут пришли в роли учителя.

– Поначалу меня всерьез мало кто воспринимал. Теплые отношения сложились с теми учителями, с которыми я еще в свои школьные годы много работала. Школу я окончила с золотой медалью. Будучи ученицей, я участвовала в различных олимпиадах по физике и математике. Это был мой любимый профиль. Еще у меня было хорошо с немецким языком, я не раз занимала призовые места на региональных и межрегиональных олимпиадах по немецкому родному языку. Учителя, которые стали мне родными в школьное время, очень помогали поначалу. Со временем многие в нашем коллективе стали видеть во мне коллегу и помощника. Сейчас уже совсем хорошо стало!

– Вы работаете учителем математики, физики и информатики?

– Да, но один год я работала заместителем директора по воспитательной работе. Попробовала себя в этой роли, а она мне не подошла. Поняла, что мне работать с детьми гораздо интереснее, и вернулась к преподаванию. Сейчас я веду уроки математики в 5 классе и уроки физики и информатики для ребят с 5 по 11 классы.

– Точные предметы любите со школьных лет?

– Да, с ними у меня сразу сложились отношения. В школе я не раз выигрывала муниципальные олимпиады по физике, участвовала в региональных состязаниях, писала научные доклады по точным дисциплинам. Эта любовь у меня появилась, конечно, благодаря моим школьным и университетским педагогам. В школе меня учила Ольга Викторовна Белинская, она и сейчас преподает в нашей школе математику. Она образец для меня. Физику в школе мне преподавала Татьяна Ивановна Подгорная. Учитель химии Елена Александровна Гладышева тоже внесла большой вклад в мое развитие. Благодарна я и Ирине Андреевне Гебель, которая была моим классным руководителем, вела у меня уроки немецкого. С ней мы продолжаем работать и сейчас. В Омском педагогическом университете у меня были очень хорошие преподаватели: Виктор Алексеевич Далингер, Олег Викторович Князев, Люция Мухаметовна Нуриева, Сергей Геннадьевич Кузьмин и Снежана Николаевна Скарбич.

– Как вы решились на участие в конкурсе «Учитель года»?

– Никогда раньше не участвовала в этом конкурсе профессионального мастерства. До этого я только отправляла свои работы на районные конкурсы методических разработок. Поучаствовать в «Учителе года» мне предложили в ноябре, а я как раз собиралась с ученицей ехать на научно-практическую конференцию в Барнаул. Сначала подумала, что не успею качественно подготовиться к конкурсу, однако желание и сила воли взяли вверх, и я даже в дороге до Барнаула готовилась к районному этапу «Учителя года».

– Расскажите, как проходил сам конкурс?

– Сначала был районный этап, на котором среди трех педагогов я стала победителем. Потом приняла участие в заочном отборочном этапе на регион. Здесь нужно было представить жюри свой учительский сайт и запись урока. Сайт я создала специально к конкурсу. Для его наполнения нужно было много информации – методические разработки, педагогические идеи, задания ОГЭ и ЕГЭ. За годы работы в школе у меня собралась большая копилка материалов, поэтому наполнить сайт полезной информацией было не сложно. Урок для заочного этапа конкурса я проводила в 8 классе по теме «Сила тока». Ребята очень смышленые, мы сняли хороший урок, который получил высокую оценку жюри и дал мне путевку на очный этап конкурса.

– Как Вы справились с испытаниями очного тура конкурса?

– Нам предложили 3 задания: поделиться опытом в методической мастерской, провести открытый урок и рассказать о своих подходах в работе на мастер-классе. Признаюсь, что тему для методической мастерской я выбрала не самую удачную – применение технологии проблемного обучения на уроках математики. Этот метод уже устаревает, но я вижу его эффективность на уроках и часто применяю в работе. Благодаря этому методу все уроки легко сделать практикоориентированными, что сегодня особенно важно в обучении. Суть метода состоит в том, что я обозначаю на уроке проблему, которую ребятам нужно решить или самостоятельно с помощью имеющихся знаний, или с помощью новых знаний. Это очень мотивирующий метод обучения.

– А какую тему давали на открытом уроке?

– Урок мы, участники конкурса, проводили в гимназии № 117. Я вела урок математики по десятичным дробям в 5 классе. Незнакомый класс, ребят я увидела только со звонком. Конечно, это определенный стресс, но дети очень помогали мне на занятии. Еще меня выручило то, что я люб-лю применять на уроках разные игровые технологии. Обычно я использую учебник только тогда, когда мы проходим новую тему. Для закрепления пройденного материала всегда придумываю разные упражнения и интересные задания для ребят. Конечно, не хватает времени, чтобы постоянно генерировать новые идеи, но я стараюсь. На открытом уроке было так же: я попросила ребят прослушать голосовое сообщение от своего друга и определить, какое животное издает звук на фоне. Потом с помощью математических задач мы выяснили, что это зверь из Большереченского зоопарка. И так завертелся весь урок: как доехать до Большеречья, сколько километров составляет весь путь, хватит ли зарядки телефона от Омска до этого зоопарка, если мы всю дорогу будет играть в игру на телефоне. На все эти вопросы мы искали ответы с помощью математики. Я показала ребятам значимость математики и помогла применить сразу же полученные знания на практике.

– У учителей мало свободного времени обычно. У вас тоже?

– Времени катастрофически не хватает. Как только выдаются свободные часы, мы с мужем посвящаем их детям: ездим в омские парки погулять, на аттракционы, в аквапарки. Такие выезды помогают мне развеяться, переключиться с работы на себя и семью. В будние дни мы с семьей встречаемся чаще всего только за ужином, и потом я сразу ухожу готовиться к урокам.

– А ваши дети проявляют уже особенный интерес к чему-то?

– Мой сын Костя закончил первый класс, а дочери Варваре всего 4 годика. У сына уже проявляются склонности к точным наукам: решает в уме сложные примеры, обожает конструировать. Мы с ним в этом году даже готовили проект о его конструкторах: показывали собранные модели, искали плюсы-минусы разных наборов и выбирали лучшие конструкторы из нашей домашней коллекции.

Евгения Гамова
Фото: из личного архива Т. О. Лугининой.

Этот материал опубликован в печатном номере газеты «Ihre Zeitung» от 9 июня 2022 года. Вы можете читать наши статьи первыми, если подпишетесь на газету. Подробности в редакции по телефону: 8 (38141) 2-36-82

Поделиться в соцсетях