С 4 августа вступил в силу федеральный закон от 03.08.2018 № 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Данный документ устанавливает новые правила строительства индивидуальных жилых домов и определяет порядок сноса самовольных построек.
Кроме Градостроительного изменения внесены в Земельный, Лесной, Арбитражный процессуальный и Гражданский процессуальный кодексы, а также в 10 федеральных законов, в том числе в Закон о регистрации. Теперь в Градостроительном кодексе закреплено понятие объекта индивидуального жилищного строительства. Это отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости. Понятия «объект индивидуального жилищного строительства», «жилой дом» и «индивидуальный жилой дом» применяются в одном значении. При этом параметры, устанавливаемые к объектам индивидуального жилищного строительства настоящим Кодексом, в равной степени применяются к жилым домам, индивидуальным жилым домам, если иное не предусмотрено такими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Определен новый порядок согласования строительства объектов индивидуального жилищного строительства — теперь разрешение на строительство получать не нужно. Застройщик обязан направить в органы местного самоуправления (ОМС) уведомление о планируемом строительстве, приложив к нему правоустанавливающий документ на земельный участок (если право не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН)) и описание внешнего облика объекта (для исторических поселений).
Орган местного самоуправления проводит проверку на соответствие предельным параметрам разрешенного строительства и направляет застройщику уведомление о соответствии или несоответствии объекта индивидуального жилищного строительства (ИЖС) предельным параметрам. Срок такой проверки составляет 7 или 20 (для объектов, расположенных в исторических поселениях) рабочих дней.
В рамках проведения проверки ОМС запрашивает в органе регистрации прав правоустанавливающие документы (копии или сведения, содержащиеся в них) в порядке межведомственного взаимодействия. Получение уведомления о соответствии или неполучение уведомления в срок считается согласованием строительства и дает застройщику право строить в течение 10 лет. Данное право сохраняется и при переходе прав на земельный участок и объект строительства или реконструкции. При этом направление уведомления о планируемом строительстве от нового собственника не требуется.
После окончания строительства застройщик обязан в течение месяца направить в ОМС уведомление об окончании работ с приложением технического плана и соглашения об определении долей (если собственников объекта несколько). ОМС рассматривает такое уведомление в течение семи рабочих дней и направляет застройщику уведомление о соответствии или несоответствии объекта ИЖС предельным параметрам.
Данный закон наделяет орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на выдачу разрешения на строительство подавать в орган регистрации прав заявление о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на созданные объект ИЖС, садовый дом, а также обязывает орган власти в срок не позднее семи рабочих дней с даты поступления от застройщика уведомления об окончании строительства или реконструкции объекта ИЖС или садового дома (если объект соответствует предельным параметрам) направить в орган регистрации прав заявление об осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав с приложением необходимых документов. В качестве необходимых документов к заявлению должны быть приложены:
- технический план,
- уведомление об окончании строительства,
- соглашение об определении долей (если несколько собственников или аренда со множественностью лиц).
В случае, если ОМС не исполнил свою обязанность в установленный срок, застройщик вправе сам направить заявление в орган регистрации прав, но документы, необходимые для учета и регистрации, должны быть запрошены органом регистрации прав в порядке межведомственного взаимодействия в ОМС.
Технический план объекта ИЖС или садового дома должен быть подготовлен на основании:
- декларации,
- уведомления застройщика о планируемом строительстве (реконструкции),
- уведомлении органа о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве (реконструкции) объекта предельным параметрам разрешенного строительства.
Также 1 сентября вступил в силу федеральный закон от 03.08.2018 № 341-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов». В Земельный кодекс введена новая глава V.7 «Установление публичного сервитута в отдельных целях». Суть внесенных изменений в Земельный кодекс – упрощение размещения линейных объектов без предоставления земельных участков.
Кроме Земельного кодекса изменения внесены в Жилищный, Градостроительный, Лесной кодексы, а также в 4 федеральных закона. В том числе в Закон о регистрации.
В соответствии с законом в целях размещения линейных объектов без предоставления земельных участков устанавливается Публичный сервитут.
Публичный сервитут устанавливается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления. Такое решение и описание местоположения границ публичного сервитута орган власти обязан направить в орган регистрации прав в течение пяти рабочих дней со дня принятия такого решения.
Правообладатель публичного сервитута вправе предоставить заявление в орган регистрации прав о внесении изменений в ЕГРН в части уточнения местоположения границ публичного сервитута. Такие изменения должны быть внесены в ЕГРН в течение пяти рабочих дней со дня поступления заявления. При внесении изменений в ЕГРН должны быть соблюдены условия, предусмотренные Земельным кодексом:
— общая площадь публичного сервитута не увеличивается;
— действие публичного сервитута не распространяется на земельные участки, которые предоставлены или принадлежат гражданам и (или) юридическим лицам и ранее не были обременены публичным сервитутом;
— расстояние от инженерного сооружения до границы публичного сервитута изменяется не более чем на десять процентов от первоначального расстояния;
— такое изменение не приводит к нарушению требований безопасной эксплуатации зданий, сооружений.
Государственный учет части находящегося в государственной или муниципальной собственности земельного участка, которая образуется в целях установления сервитута, осуществляется по заявлению одной из сторон соглашения об установлении сервитута.
Орган регистрации прав снимает с государственного кадастрового учета земельный участок, государственный кадастровый учет которого и государственная регистрация прав на который осуществлены до 1 сентября 2018 года, в случае, если право бессрочного пользования или право аренды такого земельного участка переоформлено на публичный сервитут.
Если для размещения линейного объекта федерального, регионального и местного значения сформирован земельный участок, то одновременно с регистрацией права лица, которому предоставлен земельный участок в ЕГРН вносятся сведения о принадлежности такого земельного участка к категории земель промышленности, за исключением случаев, если такой земельный участок отнесен к категории земель населенных пунктов. При этом решение о переводе земель из одной категории в другую не требуется.