Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Пострадать может каждый!

16 августа 2023

Начальник отдела МВД России по Азовскому немецкому национальному району, подполковник полиции Валерий Александрович Бинчев рассказал читателям «Ihre Zeitung» о всплеске случаев дистанционного мошенничества в районе, какие схемы сегодня используют злоумышленники и как не стать их жертвой.

На сегодняшний день в Азовском районе произошло уже 31 преступление, связанное с действиями мошенников. Преступления совершают дистанционно, с использованием мобильной связи и ИТ-технологий. Население лишилось более 3,5 миллионов рублей. Данный вид преступления стал настолько распространен, что регулярные сводки МВД по Омской области почти наполовину состоят из таких случаев мошенничества.

От студентов до пожилых

Вопреки распространенному мнению о том, что жертвами таких преступников являются одинокие пожилые люди, портрет пострадавшего выглядит совсем иначе.

Во-первых, нет какого-то определенного возраста. Так, в Азовском районе самую большую группу пострадавших (32% от всех случаев) составляют люди 30-40 лет, 24% приходится на категорию 40-50 лет, 20% – от 50 до 60 лет. А пенсионеры составляют в этой статистике лишь около 20%. Есть даже те, кому от 18 до 30 лет – в этом возрасте активно живут среди современных технологий, но и они тоже могут оказаться жертвами мошенников. По полу пострадавшие особо не различаются: почти одинаковое число мужчин и женщин.

Во-вторых, наличие высшего образования и какого-то определенного социального положения не является гарантией того, что человек не попадется на удочку мошенникам. Среди азовчан, которые отдали свои деньги дистанционным мошенникам, есть учителя, работники сельского хозяйства, рабочие, медики, сотрудник МЧС, водители, студенты, пенсионеры. Около 30% пострадавших – неработающие.

География преступлений охватывает весь район, но большинство приходится на Азовское сельское поселение (68%), на втором месте – Александровское с/п (16%).

Схемы преступлений – самые разные

Теперь о способах, которыми преступники добиваются своих целей.

Самый древний способ – звонок на домашний (стационарный) телефон, в таких историях большинство потерпевших – это люди старшего возраста и домохозяйки. Злоумышленник сообщает, что родственник попал в беду, в трубке слышен плачущий голос, принадлежность которого трудно определить. Жертве сообщают, что срочно нужны деньги, чтобы откупиться, оплатить лечение, услуги юриста, адвоката и т.д. Как правило, в таких ситуациях деньги отдают пенсионеры.

Самый распространенный сегодня сценарий – перевод денег на «безопасный счет». Когда звонит некий «специалист банка» и сообщает, что с «вашего счета хотят снять деньги» или «на вас оформлен кредит». Тут же предлагают взять кредит или перевести свои накопления на другой счет. Жертва самостоятельно переводит по указанным реквизитам денежные средства.

Еще один частый вариант мошенничества – интернет-продажи на сайтах («Авито», «Юла»), группах соцсетей («Одноклассники» и т.д.). Недавний пример: женщина решила продать корову, разместила объявление, ей тут же перезвонил неизвестный и предложил купить, потом рассказал историю, почему это якобы не может сделать на сайте и переводит разговор в мессенджер WhatsApp, присылает ссылку на какой-то вариант оплаты, и деньги списываются с жертвы. Есть история, когда ссылка в подобной «сделке» вела на форму заполнения данных банковской карты, где пострадавший самостоятельно предоставил доступ мошенникам к своему счету.

Люди, рассчитывая купить что-то подешевле или продать выгодно, могут попасть на преступников. Например, в нашем районе это были случаи с разным имуществом: корова, автоприцеп, автомобиль, детская коляска. С коляской вообще произошла редкая история – с женщины пытались снять деньги, у нее их не было, договорились, что как будут, она перезвонит, и она действительно через какое-то время сама набрала преступников и, в конечном счете, потеряла свои средства.

Мошенники совершают звонки якобы от сайта «Госуслуги». Звонок идет через WhatsApp или Viber (эти мессенджеры госорганизации никогда не используют для работы с населением), на профиль звонящего установлен логотип «Госуслуги», человек верит в подлинность звонка, сообщает свои данные, дает доступ к личному профилю, а потом обнаруживает, что от его имени делаются заявки на кредиты.

Две молодые мамы в Азовском районе пострадали от злоумышленника, который в начале лета позвонил им и предложил от имени известного российского оздоровительного детского лагеря «отправить ребенка по выгодной цене на отдых». Далее «на билет до Сочи» им срочно было предложено перевести 17 000 рублей…

Психологическая обработка жертвы

Особо обращу внимание: дистанционные мошенники всегда буквально наседают на жертву по телефону, говорят о срочности оплаты, не дают опомниться, посоветоваться с близкими, рассказывают запутанные истории, разыгрывают невероятные истории. Пострадавшие потом говорят, что их все время торопили, не было времени, чтобы остановиться, звонили неоднократно и т.д.

Может использоваться день перед выходными, когда затем у человека нет возможности побывать в банке и что-то проверить лично. В другом случае женщине звонили в течение целой недели, представлялись «сотрудниками ФСБ», играли с ней каких-то шпионов, предлагали «оказать помощь следствию» и т.д. При этом пострадавшая не раз проходила рядом с отделением полиции и даже не обратилась к сотрудникам с подозрениями о возможных преступных действиях в ее отношении.

Есть история с использованием вредоносной программы для смартфонов. Преступник узнал, что женщина стала клиентом одного крупного банка и от имени этой финансовой организации связался с ней и предложил поставить приложение для удобного пользования счетом. Потерпевшая скачала по присланной ссылке программу, запустила ее на смартфоне, и буквально у нее на глазах устройством начали дистанционно управлять, тут же перевели все деньги с ее счета (более 50 тысяч рублей) в неизвестном направлении.

Какими бы ни были сценарии, каждый из них завершается попыткой лишить человека финансовых накоплений или чтобы он взял кредит и передал деньги преступникам. Один наш земляк перевел «на безопасный счет» свои накопленные 910 тысяч рублей, а семья азовских пенсионеров набрала в Омске в пяти банках кредитов почти на миллион рублей.

Как видите, все преступления могут происходить по достаточно разным схемам, но основные правила, как не стать жертвой дистанционного мошенничества, звучат одинаково:

— не общаться с неизвестными по телефону, постараться быстро прекратить разговор;
— не передавать никакую личную информацию, содержащую персональные данные посторонним, в том числе представляющимся сотрудниками банков, полиции и других силовых структур;
— отключить телефон, если вам постоянно поступают неоднократные звонки от неизвестных;
— сообщить о подозрительных звонках сотрудникам полиции.

Поделиться в соцсетях