Одной из государственных функций, осуществляемых Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области, является государственный земельный надзор.
Под государственным земельным надзором понимается деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, их руководителями, иными должностными лицами, а также индивидуальными предпринимателями (далее – юридические лица, индивидуальные предприниматели), гражданами требований законодательства РФ, за нарушение которых предусмотрена административная и иная ответственность. Данная деятельность осуществляется посредством организации и проведения проверок указанных органов и лиц, принятия предусмотренных законодательством РФ мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также по систематическому наблюдению за исполнением требований земельного законодательства, проведению анализа и прогнозированию состояния исполнения требований законодательства при осуществлении проверяемыми органами и лицами своей деятельности
Ст. 20 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон) занимает основное место в системе защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
Именно возможностью признания результатов проверок недействительными гарантируется строгое и бескомпромиссное соблюдение всех требований, которые предъявляет настоящий Закон к проведению мероприятий по контролю. Эта гарантия реализуется посредством установления, во-первых, самой возможности отмены результатов проверки в случае грубого нарушения Закона государственными или муниципальными органами, а, во-вторых, критериев отнесения этих нарушений к категории грубых.
Следует иметь в виду, что наличие таких нарушений не влечет автоматической недействительности проверки. Для этого необходимо, чтобы проверенные (проверяемые) лица обратились с соответствующим заявлением в вышестоящий орган государственного контроля (надзора) либо в суд. При этом Закон не содержит требований к обязательному соблюдению досудебной процедуры урегулирования данного вопроса.
В соответствии с пунктом 2 вышеуказанной статьи к грубым нарушениям относятся следующие факты:
1) Результаты проверки признаются недействительными в случае отсутствия оснований для включения соответствующего субъекта хозяйственной деятельности в ежегодный план проведения проверок (например, если с момента предшествующей проверки прошло менее 3 лет). Плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых и утверждаемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов.
Также к нарушению относится несоблюдение срока уведомления о проведении проверки.
2) Грубым нарушением является привлечение к проведению мероприятий по контролю не аккредитованных в установленном порядке юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и не аттестованных в установленном порядке граждан.
3) Результаты проверки признаются недействительными в случае отсутствия согласования внеплановой выездной проверки с органами прокуратуры, а также при отсутствии информации о:
возникновении угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
причинении вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
нарушении прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены);
о лице, обратившемся в орган государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
4) Права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей нарушаются в случае несоблюдения сроков и времени проведения плановых выездных проверок в отношении субъектов малого предпринимательства: является незаконной плановая выездная проверка субъектов малого предпринимательства, если она превышает общий срок проверки малых предприятий – 50 часов в год или микропредприятий – 15 часов в год. Следует иметь в виду, что формулировка правовой нормы о сроках проверки субъектов малого предпринимательства свидетельствует о том, что названные общие сроки проверок распространяются не на каждый орган контроля (надзора) в отдельности, а на все вместе. Поэтому при планировании проверок таких организаций необходимо учитывать планы других органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
5) Грубым нарушением является проведение проверки без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля).
6) Основанием для признания результатов проверки недействительными является истребование в ходе проверки документов, не относящихся к предмету проверки, а также превышение установленных сроков проверки.
7) Грубым нарушением Закона является непредставление акта проверки уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. При этом судебная практика идет по тому пути, что к числу грубых нарушений относится именно непредставление акта проверки. Нарушение порядка представления акта, в том числе направление его по почте, а не вручение под расписку, суды расценивают как не влекущее признание результатов проверки недействительными.
8) Результаты проверки будут признаны недействительными и в случае проведения плановой проверки в отношении юридического лица либо индивидуального предпринимателя, не включенного в ежегодный план проведения плановых проверок.
9) Недействительность результатов выездной проверки влечет участие в проведении проверок экспертов, экспертных организаций, состоящих в гражданско-правовых и трудовых отношениях с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых проводятся проверки. Данная норма направлена на обеспечение гарантии независимости лиц, участвующих в проведении проверок.
Учитывая изложенное, можно сделать вывод, что частью 2 статьи 20 Закона закреплен закрытый перечень грубых нарушений. Следовательно, только в случаях, указанных в этой части, результаты проверки могут быть признаны недействительными.
На территории Омского муниципального района решений по отмене результатов проверок и признании их недействительными в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей вышестоящими должностными лицами, либо судом не выносилось (не применялось).
Андрей Калабин,
заместитель начальника Омского отдела
Управления Росреестра по Омской области