Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Валентина Конспаева: Быть другом, защитой и опорой для учеников

29 декабря 2023

Почти 40 лет Валентина Тимержановна Конспаева посвятила работе в школе. Сейчас она преподает географию в Азовской гимназии. Получить педагогическое образование и продолжить семейную династию педагогов было ее мечтой, которая сбылась. Мы поговорили с учителем о выборе профессии, о преподавании географии и обязательной поддержке своих учеников. Обо всем этом и не только – в нашем интервью.

– Валентина Тимержановна, где прошло ваше детство? Каким вы его запомнили?
– Я родилась и выросла в рабочем поселке Таврическое. Сколько себя помню, всегда была открытым, отзывчивым и коммуникабельным ребенком. Все время была в компании детей: после школы мы ходили на горку, часто собирали металлолом. Когда я приезжала в гости к своим бабушкам, то всегда была в центре внимания, вокруг меня собирались местные ребятишки. Интересно, что в маленьких деревнях меня считали городской, думали, что много чего знаю и умею. Я была фантазеркой, постоянно придумывала игры для всех ребят.

– Чем вам запомнились школьные годы?
– Я окончила Таврическую среднюю школу № 1. Всех своих педагогов помню, люблю и уважаю. Они меня многому научили. К примеру, из школы того времени я не взяла в свою педагогическую деятельность жесткие наказания и повышенный тон учителя на уроках. Никогда не ругаюсь на детей и не кричу на занятиях.
Моим учителем географии была Татьяна Яковлевна Слинькова. Я сидела на уроках тихо, и однажды она меня спросила о направлениях сторон горизонта. Я вышла перед классом у доски, распластала руки и начала объяснять, что если повернусь на север, то по левую сторону будет запад, по правую сторону – восток. Получила «пятерку», и с этого момента учитель меня заметил. В своей педагогической практике начинаю раскрывать способности детей с помощью вот таких небольших моментов. Детей всегда нужно раскрывать через разные задания, технологии, упражнения. В этом состоит главная задача учителя.

– Где вы учились после школы?
– После окончания школы я поступила в Омский государственный педагогический институт имени Горького, где успешно окончила факультет естественнонаучного образования и получила профессию учителя географии и биологии. У нас были невероятно замечательные преподаватели. Тогда был настоящий «золотой век» в пединституте. Нам давали не только предметные знания, но и учили многому для жизни. Помню, как я вначале быстро и тихо говорила, и мой куратор Валентина Ивановна Балашенко научила меня правильной размеренной речи. С ней мы до сих пор поддерживаем связь. Полученные ораторские умения очень помогли мне в работе в школе, выступлениях на методических семинарах. Наши преподаватели возили нас по всей стране. За пять лет обучения мы проехали от Камчатки до Тирасполя в Молдове, от Северного морского пути до Памиро-Алайских гор. О студенческих годах у меня остались только теплые воспоминания. В нашем выпуске было 40 человек, и мы все до сих пор общаемся.

– Как складывалась ваша профессиональная жизнь после вуза?
– Я окончила институт в 1986 году, и меня направили в Приваленскую школу. Встретили хорошо, выделили жилье. Здесь я начала работать учителем биологии, географии и химии. Меня тогда предупредили, что в селе немало верующих, и у детей к наукам может быть отрицательное отношение. Но такие опасения не оправдались. Мы с детьми проводили химические опыты, я всеми силами хотела им доказать, что наука важнее религии: это было такое время, всех воспитывали в духе атеизма. В Приваленской школе я проработала восемь лет.

– Как вы оказались в Азовской гимназии?
– В Азовской средней школе до меня целый год не велась география. Поэтому я приняла решение перейти сюда географом. Это было 4 октября 1993 года. Потом школа получила статус гимназии. В этом году исполнилось 30 лет, как я работаю в гимназии учителем географии.

– Появились ли у вас за многие годы работы свои педагогические приемы?
– Мне кажется, что любой думающий и анализирующий учитель смотрит на свою работу через призму своих учеников. Если бы все дети были послушными, то учителя превратились бы в деспотов, которые только бы требовали. Когда в классе есть тихие, скромные, непослушные и шумные дети, тогда начинаешь думать, как донести до них всех свой предмет. Я своим ученикам всегда говорю, что любой школьный предмет – это наука, в которой не бывает легко. Поэтому я учу ребят разным правилам запоминания сложных понятий. К примеру, мы составляем с ними формулы, когда учим субъекты России, чертим схемы, смотрим на конфигурации субъектов, учим четверостишия, вырезаем пазлы. У меня в арсенале есть много приемов работы. Если будет время, то составлю сборник своих педагогических находок. Очень люблю работать с картой, в институте писала курсовые по картографии, поэтому на уроках географии мы с учениками много работаем с картами.

– Как прививаете своим ученикам любовь к географии?
– Любовь к географии нельзя привить только текстом параграфа. Любовь возникает через образы, чувства и эмоции. На уроках я рассказываю ученикам истории из своих студенческих практик, делюсь наблюдениями из путешествий, рассказываю о нашей большой и красивой стране, о различных природных явлениях. Обучение ребят я веду и с помощью своего тематического блога в «ВКонтакте». Мои ученики на меня подписаны, читают и узнают новое.

– Знаю, что вы еще ведете дополнительные занятия на Азовской Станции туристов и курируете волонтерский отряд. Чему учите ребят и чем занимаетесь с волонтерами?
– Да, у меня есть экологический волонтерский отряд «Эколот». С 2016 года я веду дополнительные занятия для ребят. Благодарю Анну Викторовну Порываеву за поддержку в этом направлении. Мы с ребятами участвуем в различных акциях и проектах от школьного до регионального уровней. Также мы с экологическим отрядом взяли шефство над детьми-инвалидами: вместе делаем и развешиваем кормушки для птиц, готовим проекты об исчезающих растениях, говорим о том, как помочь бездомным животным, сдаем макулатуру.

– Что вас удерживает в сфере образования на протяжении многих лет?
– Жизнь и профессия у меня давно слились в единое целое. У меня нет границы между работой и моей личной жизнью. Это все – жизнь. Я очень люблю своих учеников и говорю им об этом. Дети сразу меняются, улыбаются, и уроки проходят на одном дыхании. Учитель должен быть другом, защитой и опорой для своих учеников. Это мое принципиальное мировоззрение.

– Расскажите, пожалуйста, о вашей семье.
– Я многодетная счастливая мама. У меня три дочери. Все они получили хорошее педагогическое образование. Старшая дочь – немецкий и английский языки, средняя – история, младшая – биология и химия. Они всегда были рядом со мной на всех мероприятиях и олимпиадах. Девочки всегда были моей поддержкой. Мой муж тоже меня поддерживает во всем.

– Чем занимаетесь в свободное время?
– Немного шью, занимаюсь садом и огородом, люблю работать на свежем воздухе. Люблю встречать детей в нашем родительском доме и хочу, чтобы они всегда чувствовали нашу заботу и тепло.

беседовала Евгения Гамова
Фото: из личного архива В. Т. Конспаевой.

Поделиться в соцсетях