В сфере трудового законодательства
Федеральным законом от 30.01.2024 № 3-ФЗ внесены изменения в статью 236 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которым проценты (денежная компенсация) подлежат взысканию с работодателя и в том случае, когда причитающиеся работнику выплаты не были ему начислены своевременно, а решением суда было признано право работника на их получение.
Проценты (денежная компенсация) исчисляются со дня, следующего за днем, в который заработная плата и иные выплаты должны были быть выплачены при своевременном их начислении, по день фактического расчета включительно. Размер процентов должен быть не ниже 1/150 ключевой ставки Банка России от суммы долга.
Об обращении лекарственных средств
Федеральным законом от 30.01.2024 № 1-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» и статьи 1 и 4 Федерального закона от 27.12.2019 № 475-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств» и Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств».
В связи с утверждением Евразийской экономической комиссией правил надлежащей лабораторной, клинической, производственной, дистрибьютерской практики, практики фармаконадзора исключаются полномочия федеральных органов власти по утверждению таких правил на национальном уровне.
В соответствии с правилами Евразийской экономической комиссии также будут осуществляться доклинические исследования лекарственных средств, их клинические исследования, процедуры регистрации и перерегистрации.
Предусмотрено, что взаимодействие в рамках предоставления государственных услуг будет осуществляться посредством Единого портала государственных услуг (Госуслуги) и (или) Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения.
Установлены особенности ввода в гражданский оборот отдельных групп лекарственных препаратов (в том числе высокотехнологичных и орфанных).
О транспортной безопасности
Федеральным законом от 30.01.2024 № 2-ФЗ внесены изменения в Воздушный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности».
Уточнены полномочия и функции Минтранса России, скорректирован порядок расчета платы за регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, рассчитанной на основе тарифов и сборов, а также порядок установления аэронавигационных и аэропортовых сборов, тарифов за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации.
Установлена процедура получения разрешений на 2 воздушную съемку и (или) другие способы дистанционного зондирования земли с борта воздушного судна и использование полученных материалов.
Уточнен порядок осуществления поиска и спасания терпящих или потерпевших бедствие воздушных судов, их пассажиров и экипажей, определен порядок принятия соответствующего решения и пресечения на его основании функционирования беспилотных аппаратов в целях защиты объектов транспортной инфраструктуры.
Об интеллектуальной деятельности
Федеральным законом от 30.01.2024 № 4-ФЗ внесены изменения в статью 1248 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации.
Предусмотрено, что в случае рассмотрения спора о защите интеллектуальных прав в административном порядке в соответствии с пунктом 2 статьи 1248 Гражданского кодекса Российской Федерации расходы стороны спора, в чью пользу принято решение, возмещаются проигравшей стороной.
Указанные расходы состоят из патентных и иных пошлин, а также издержек, включающих в себя денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, специалистам и переводчикам, расходы на оплату в разумных пределах услуг патентных поверенных, адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), и другие расходы, понесенные в связи с рассмотрением спора.
Если по результатам рассмотрения спора принято решение о частичном удовлетворении требований, расходы подлежат возмещению стороне спора пропорционально объему удовлетворенных требований.
Об использовании резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС
Федеральным законом от 30.01.2024 № 5-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Установлена возможность использования резервов финансовых и материальных ресурсов (за исключением государственного материального резерва), предназначенных для ликвидации чрезвычайных ситуаций, при введении режима повышенной готовности в случае, если это предусмотрено порядком создания и использования таких резервов (резервных фондов).
Также уточняется, что мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся в режимах повседневной деятельности и повышенной готовности.
Федеральный закон вступает в силу 29.06.2024.
О мерах социальной поддержки многодетной семьи
Указом Президента Российской Федерации от 23.01.2024 № 63 «О мерах социальной поддержки многодетных семей» закреплен новый подход к определению статуса многодетной семьи и обновлены меры социальной поддержки.
Согласно Указу многодетной семьей в России признается семья, имеющая трех и более детей, статус которой устанавливается бессрочно. Предоставление многодетным семьям мер социальной поддержки (в соответствии с установленным перечнем) осуществляется до достижения старшим ребенком возраста 18 лет или возраста 23 лет при условии его очного обучения в образовательной организации.
Государством гарантируется, в частности, предоставление пособий и выплат в связи с рождением и воспитанием детей, предоставление мер поддержки в сфере трудовых отношений, досрочное назначение женщинам страховой пенсии по старости.
Высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации даны поручения обеспечить, в числе прочего, учет многодетных семей, информирование их о мерах поддержки и предоставление в приоритетном порядке социальной помощи, а также обеспечить реализацию мер по стимулированию занятости многодетных родителей в сфере предпринимательской деятельности.
Кроме того, рекомендовано установить такие меры социальной поддержки, как бесплатное обеспечение детей в возрасте до 6 лет лекарственными препаратами по рецептам; предоставление обучающимся общеобразовательных организаций бесплатного проезда автомобильным транспортом (за исключением такси) в городском и пригородном сообщении, городским наземным электрическим транспортом и метрополитеном; предоставление бесплатного питания обучающимся в общеобразовательных и профессиональных образовательных организациях субъектов Российской Федерации; обеспечение обучающихся общеобразовательных организаций в соответствии с установленными нормативами одеждой для посещения учебных занятий, а также спортивной формой на весь период обучения; прием детей в организации, осуществляющие образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования, в первоочередном порядке; предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг в размере не ниже 30% от установленного размера оплаты; содействие в улучшении жилищных условий и предоставлении земельных участков, обеспеченных необходимыми объектами инфраструктуры; определить порядок и условия предоставления многодетным семьям мер социальной поддержки.
Об ограничении свободы как виде наказания за преступление
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 31.01.2024 № 4-П «По делу о проверке конституционности части первой статьи 53 Уголовного кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан О.А. Балуковой и Ю.М. Чернигиной» часть первая статьи 53 Уголовного кодекса Российской Федерации признана не противоречащей Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу она не исключает конкретизацию судом ограничения посещать определенные места запретом посещения мест, в которых может регулярно находиться потерпевший, в том числе приближаться к этим местам на определенное расстояние.
Соответственно, потерпевший от преступления, за которое в качестве наказания предусмотрено ограничение свободы, не лишен возможности при рассмотрении дела требовать от суда при назначении данного вида наказания установления ограничения (запрета) осужденному посещать места, в которых может регулярно находиться потерпевший, в том числе приближаться к этим местам на определенное расстояние. Отказ в установлении такого ограничения (запрета), в том числе по конкретному заявленному потерпевшим месту, должен быть мотивирован, причем принципиальная невозможность установления ограничений такого рода впредь не может быть основанием для такого отказа.
Федеральный законодатель при этом не лишен возможности конкретизировать или дополнить содержание ограничения свободы с учетом задачи обеспечения и превентивной защиты прав потерпевших в части минимизации объективно обоснованных рисков продолжения (повторения) противоправных или фактически психотравмирующих действий со стороны осужденного.
Информация подготовлена специалистами прокуратуры Азовского ННР