Уже более двадцати лет ежегодно проходят форумы межрегионального сотрудничества России и Казахстана с участием глав государств. И несмотря на привычную для этого формата экономическую утилитарность, юбилейный XX форум, завершившийся в Уфе, показал, насколько он важен политически в контексте современных геостратегических раскладов. Плотные деловые связи приграничных территорий позволяют нам быть спокойными за южный участок границы России, причем самый протяженный — более 7,5 тыс км. Чем крепче наши дружеские экономические объятия, тем меньше вероятности, что бывшая союзная республика переметнется во враждебный лагерь.
Один из важнейших факторов, который связывает интересы двух соседних государств —транспортно-логистический. И на Форуме появилась инициатива, которая, в случае реализации, сделает Казахстан еще более плотно вшитым в ткань Глобального Юга. Омский губернатор Виталий Хоценко предложил встроить реку Иртыш в евразийские маршруты: на юг – в Центральную Азию и Китай, а также на север – с выходом на Северный морской путь. В годы плановой экономики Иртыш был важной транспортной артерией народного хозяйства СССР, но, по известным причинам, грузооборот на реке уменьшился в десятки раз, а когда – то интенсивная перевозка на участке Казахская ССР — РСФСР — теперь равна практически нулю. И вот Хоценко хочет возродить этот транспортный коридор, но уже с выходом на КНР. Омский губернатор рассказал президентам Путину и Токаеву, а также своим коллегам, что на следующий год запланированы исследовательская экспедиция по маршруту Россия — Казахстан — Китай и форум «Иртыш: река дружбы и развития». Хоценко пообещал, что итоги экспедиции и форума будут представлены главам государств и губернаторам на XXII Форуме межрегионального сотрудничества в 2026 году, который предложили провести в Омске.
Но надо отметить, что не только планы строят в Омской области. Команда Хоценко уже работает над созданием мультимодального транспортного коридора, соединяющего регионы России, Казахстана и Китая и если к нему удастся подключить речной транспорт, то его возможности могут вырасти кратно. А перевозить по новым маршрутом есть что: 30% внешнеторгового оборота Омской области приходится на Казахстан. И это не окончательная цифра: на форуме Хоценко подписал новые договоры о сотрудничестве с казахстанскими регионами и теперь у Омской области договоренности с семью субъектами РК об экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве.
Вот так, используя политические расклады и географическое положение своего региона, губернатор Хоценко работает не только на благо Омской области, но и на общенациональные цели.
Источник: t.me/politgen