Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Национальные немецкие школы в России. Прошлое и настоящее

7 августа 2020

Первые немецкие национальные школы возникли в России в 18 веке. В 1763 году немцы переселялись в Россию по приглашению императрицы Екатерины II. У переселенцев было право открывать свои национальные школы. Первые школы, где обучение велось на немецком языке, возникали в поселениях немцев, чаще всего при церквях. Как правило, это были только начальные классы. Позже появилось и следующее звено. Такие школы существовали в России до 1937 года. После большинство из них перевели на русскоязычное обучение, только в Республике немцев Поволжья сохранялось ведение всех предметов на немецком. Однако в 1941 году национальные школы исчезли и здесь.

Заместитель председателя МСНК Елизавета Граф, учитель немецкого языка, Заслуженный учитель Российской Федерации, автор учебников по немецкому родному языку, много лет руководившая школой с этнокультурным компонентом в селе Цветнополье рассказала о том, как развивались немецкие национальные школы в России, чем они существенно отличаются от обычных школ и где сегодня можно посетить уроки национальной идентичности.

— Елизавета Егоровна, что было первым шагом к восстановлению национальных школ после 1945 года?
— До 1960-х годов в немецких поселениях был запрещен немецкий язык, а после его ввели как иностранный в школах. Одновременно для родителей проводились собрания, на которых решался вопрос о преподавании немецкого языка как родного. Однако многие немецкие семьи отказывались от него, помня депортацию и репрессии, и опасаясь новых потрясений. Школы, где преподавался родной немецкий язык, открывались в Омске, на Алтае, в Новосибирске.

— Чем национальные школы отличались от обычных?
— В Омской области, например, было 28 национальных школ, закрепленных на государственном уровне. Педагогов немецкого языка и немецкой литературы готовили в педагогическим институте, а затем распределяли по школам. Школы располагались в селах, где было много немецкого населения, например, в Цветнополье и Александровке, в Побочино, в Новоскатовке, в Солнцевке. Здесь немецкий язык преподавался только как предмет, все остальные уроки велись на русском. Ученики со 2-го класса учились читать и писать на немецком, с 5-го класса изучали отдельно грамматику и чтение, с 7 класса добавлялась немецкая литература как классическая, так и российско-немецкая. В 9-х и в 11-х классах наряду с другими экзаменами обязательными были экзамены по немецкому языку и немецкой литературе. Так продолжалось до 1990-х годов.

— По каким учебникам занимались ученики в национальных школах?
— Издавались специальные учебники по немецкому родному языку. И я была в числе авторов. Тогда у нас не было оборудования, и мы делали учебники буквально на коленке. Помню огромные стопки бумаги, на которой мы печатали упражнения, делали иллюстрации, тут же их вырезывали, клеили и собирали страницы. Главное отличие этих учебников от любых других состоит в том, что в них мы помещали много материалов по истории и культуре российских немцев.

— Когда и почему идея национальной школы трансформировалась в модель школы с этнокультурным компонентом?
— В 1992 году был образован Азовский немецкий национальный район. В него вошли территории из соседних районов. Национальных школ в новом немецком районе оказалось всего две – в Цветнополье и Александровке. К этому времени ресурсов на новые учебники у нас не было, поэтому внедрять родной немецкий язык в учебные планы других школ мы не стали. Мы сделали упор на внеурочную деятельность, и почти во всех школах Азовского района у российских немцев появилась возможность изучать свою историю и культуру. Так появились школы с этнокультурным компонентом, где наряду с другими предметами изучается история, литература, музыка, живопись российских немцев. Надо сказать, что если раньше немецкие национальные школы существовали на государственном уровне, то после распада СССР они стали обычными государственными. Школа с этнокультурным компонентом – это наша попытка сохранить немецкий этнос в России. Каждый год благодаря поддержке Международного союза немецкой культуры мы собираем на этнокультурный семестр лучших учеников таких школ.

— В чем преимущества национальных школ?
— Самое важное – это воспитание молодых российских немцев. Учась в такой школе, ученик вырастает гармоничной развитой личностью, знающей язык, историю и культуру своего народа. Это очень ценно в общественном движении российских немцев и важно для сохранения этноса.

— Возможно ли сегодня существование немецких национальных школ в России на государственном уровне?
— Да, возможно. Но на практике, я думаю, это не имеет смысла. Мы знаем опыт многих европейских стран, где есть немецкие национальные школы. У выпускников есть возможность сдать экзамены на родном языке, многие выбирают для дальнейшего обучения историческую родину – Германию. В России сложно и первое, и второе. Экзамены сдаются на общих основаниях, на русском языке, поэтому, есть ли смысл учить физику на немецком, где это потом пригодится? Возможно, уехать в немецкоговорящие страны и продолжить обучение там, но это далеко и не под силу каждому.

— Какой вы видите идеальную немецкую национальную школу в России?
— В первую очередь – это школа для всей семьи. Родители и дети участвуют во всех школьных мероприятиях вместе. Всё закрепляется в семье: выученные фразы на немецком, рецепты национальной кухни, новые книги. Всё это проходят в школе и сразу применяют на практике дома. Во-вторых, в расписании наряду с привычными предметами стоит немецкая литература, история и культура российских немцев. В-третьих, у учеников есть возможность углубленно изучать немецкий язык как родной, как минимум 5 часов в неделю. В-четвертых, преподавание в школе ведется на двух языках: на русском – привычные предметы, на немецком – литература, история и культура российских немцев.

Беседовала Евгения ГАМОВА

Поделиться в соцсетях