В начале марта жюри межрайонного конкурса-выставки по робототехнике «Робомания-2021» были подведены итоги участия более 200 воспитанников «Точек роста» из 28-ми районов Омской области. Роботы, созданные азовскими школьниками на базе «Точки роста» в Азовской гимназии, вошли в число лучших.
Конкурс-выставка проходил в онлайн-формате на базе Колосовской средней школы. На суд жюри юные робототехники представили программируемые, самодвижущиеся и статические модели в тематических номинациях «Неизведанный космос», «Сельхозмашины и механизмы», «Транспорт», «Мощь и сила», «Фэнтези» и «Живая планета». В самой простой технической категории – «Статические модели» – была заявлена почти половина конкурсных работ. А самая жаркая борьба за победу и призовые места развернулась среди авторов самодвижущихся и программируемых моделей.
Юные изобретатели Азовского района составили серьезную конкуренцию ребятам из других уголков Омского региона. Воспитанники Алексея Коротких из «Точки роста» Азовской гимназии представили на конкурс интересные модели. Робот-вездеход Максима Чуйко (4 класс) завоевал II место, самодвижущийся робот-экскаватор Екатерины Терещенко (8 класс) занял III место. Старшей сестре на конкурсе оказалась под стать и младшая: роботу-снегоуборщику Полины Терещенко (3 класс) жюри также присудило III место. Сертификат участника «Робомании-2021» получил Роман Коротких (3 класс), представивший на конкурсе робота в номинации «Неизведанный космос».
Конкурс проходил в формате онлайн, и для каждого из ребят отводилось по несколько минут, чтобы они могли представить свою работу. Судьи задавали много вопросов, на которые дети отвечали сами, без подсказок учителя. Учителя вообще не должно было быть рядом по положению конкурса. Юные робототехники волновались, но отлично справились и с волнением, и с вопросами судей на конкурсе.
Это уже второе успешное выступление азовских школьников на конкурсе робототехники регионального уровня. Напомним, в декабре прошлого года ребята участвовали в региональных соревнованиях «Робофест-Омск Онлайн 2020» среди команд из Омска, 14-ти районов Омской области, а также 20-ти регионов России. Тогда Роман Коротких представил робота-поводыря, Матвей Файзулин – робота-снегомета, Денис Плотников – робота-рыболова, а Максим Чуйко – робота-шагохода, очень заинтересовавшего судей из Екатеринбурга.
Образовательный центр цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» на базе Азовской гимназии осуществляет свою деятельность уже второй год. Кружок робототехники ведет Алексей Коротких. Два года назад талантливый программист Алексей Васильевич Коротких и не думал о преподавательской деятельности. Он привел сына в только что открывшуюся «Точку роста», чтобы записать его на кружок «Робототехника». Ему тогда сказали, что преподавателя пока нет, и предложили самому вести этот кружок.
– Я даже немного растерялся от такого неожиданного предложения, – рассказывает Алексей Васильевич. – А потом подумал: «Почему бы и нет?» Тем более что моя основная работа в Омске предполагает удаленный формат работы.
На основном месте работы Алексей Коротких вместе с командой единомышленников разрабатывает программное обеспечение для лабораторий контроля качества. Программированием Алексей увлекся, когда учился в 6-ом классе. Как-то ему в руки попала книга на эту тему, которую он буквально впитал в себя. Мечтал о компьютере, время тогда было непростым, но родителям все-таки удалось приобрести сыну старенький компьютер «Спектрум».
Заметив способности Алексея к математике, родители перевели его учиться в физико-математическую школу-лицей № 64 в городе Омске. Алексей Коротких успешно окончил лицей и поступил в Омский государственный технический университет на факультет автоматизации (автоматизированные системы обработки информации и управления).
Вуз Алексей Васильевич окончил с красным дипломом инженера-программиста. Работать сразу пошел на Омский нефтезавод, где проходил все свои производственные практики. Ответственного и талантливого студента Коротких руководство Нефтезавода заметило еще на практике, тогда же Алексея и пригласили на работу.
Алексей Васильевич с супругой жили раньше в Омске, в городке Нефтяников. Когда один за другим в семье появились дети, супруги Коротких задумались о том, чтобы переехать в экологически чистый район. Они рассматривали варианты в пригороде, но однажды приехав в село Азово, решили, что обоснуются здесь. Взяли земельный участок, строились потихоньку, продолжая работать в Омске. Несколько лет назад перебрались в свой дом. Вместе с супругой, экономистом по образованию, работают в компании программистов. А два года назад Алексей Васильевич неожиданно для себя стал преподавателем в Азовской гимназии.
На вопрос о том, нравится ли ему работать с детьми, Алексей Коротких отвечает утвердительно. И добавляет, что еще больше стал уважать труд учителя, когда на собственном опыте понял, как непросто организовать шумных и непоседливых школьников.
В «Точке роста» он преподает программирование игр на языке программирования Scratch.
– Сейчас практически перед всеми родителями стоит вопрос: как и чем отвлечь ребенка от компьютерных игр на планшете, компьютере, мобильном телефоне. Чего только не придумывают мамы и папы для этого, но зачастую терпят поражение, – рассказывает Алексей Коротких. – Мир не стоит на месте, бороться с прогрессом нереально. Гаджеты помогают детям познавать мир, поэтому они к ним и тянутся. А мир становится все более технологичным. Хотим мы того или нет, а дети все равно будут сидеть за компьютером. Поэтому лучше научить их проводить время у монитора с пользой. Scratch-программирование, которое я преподаю детям на занятиях в «Точке роста», почти не отличается от компьютерной игры: учиться просто, весело и интересно. Ребята приобретают начальные навыки написания кода, развивают логическое мышление, креативность, умение самостоятельно добывать знания и проверять их экспериментальным путем. Они сами придумывают персонажей и создают собственные мультфильмы. Программирование со Scratch побуждает детей учиться, а это, пожалуй, самый ценный на сегодня навык, настраивающий на постоянное получение новых знаний и возможностей.