Татьяна Ткачева – заведующая Сосновским детским садом, свободно владеющая немецким языком, сама преподает детям 3-х лет иностранный язык. Об учительстве, воспитании, европейском дошкольном образовании и о семейных ценностях – читайте в нашем интервью.
Татьяна родилась в городе Усть-Каменогорск (Казахстан). Когда Тане было 9 лет, семья переехала в Омскую область, в Сосновку. Здесь проживали их родственники.
– Поначалу было очень сложно: село на 90% состояло из немецких семей. Все говорили на диалекте, который я совсем не понимала. Однако мы довольно быстро подружились с местными, освоились. Так мое детство продолжилось в России, куда мы переехали еще во времена Советского Союза, – рассказывает Татьяна.
– Ваша профессия – это по зову сердца?
– Я училась в Сосновской школе, окончила ее с медалью. Образование стало основным вектором в моей жизни. Если человек грамотно пишет, говорит, значит, он мне определенно нравится. После школы я хотела получить профессию ветеринара, очень люблю животных. Однако решающими в выборе профессии стала моя поездка в Германию по школьному обмену в 1999 году и советы мамы. Я получила высшее образование переводчика-референта немецкого языка. Конечно, работу в Омске специалисту дипломатической службы с немецким языком найти было нереально. Мои одногруппники разъехались кто куда: в Германию, Голландию, Америку, Англию, Францию, Москву, Петербург. Я нашла работу в Омской гуманитарной академии, стала помощником ректора, стала преподавать немецкий. Это был очень хороший старт и проба пера.
– Как давно Вы работаете преподавателем?
– Когда я вышла замуж, мы переехали жить из Омска в Сосновку. После декретного отпуска устроилась работать в школу, но преподавать предложили английский язык. Я вспомнила все, чему меня учили в университете, прошла еще курс повышения квалификации. Английский язык я преподавала 4 года, но к немецкому у меня душа лежит больше.
– Что самое главное для Вас в этой непростой профессии?
– Учитывать интересы ребенка. Для этого нужны определенные силы. Учитель не должен быть диктатором с единственно верным видением мира. Нужна золотая середина, когда учитель учитывает интересы каждого в классе, но при этом образовательный процесс не страдает. Это ответственно и сложно. Часто в классе учитель ориентируется на сильного ученика, но всем детям должно быть комфортно на занятии. Создать психологический комфорт для ребенка, особенно на занятиях по иностранному языку, – это главное.
– Вы придерживаетесь традиционных методик в преподавании или открыты новому?
– Всегда стараюсь придумать новое и необычное. Мне хочется преподавать так, чтобы ученикам было интересно. Так, как нас учили 10-15 лет назад, сегодня учить детей невозможно. Это другое поколение. Думаю, что хорошее школьное образование – это классическая база знаний, которая преподается современными способами.
– В вашем детском саду дети изучают немецкий язык в раннем возрасте. Расскажите, как организована эта работа?
– С 2018 года я стала преподавать немецкий язык в нашем детском саду. Взяла экспериментальную группу трехлеток. Многие говорили, что это нерентабельно, не понимали, зачем я это делаю. Но я уверена в скором результате. Сейчас у нас 4 группы по раннему изучению немецкого языка. Дети от 2,5 лет уже начинают заниматься. Трое наших воспитателей имеют лингвистическое образование. Конечно, в наших силах дать детям базовый немецкий в раннем возрасте. Я регулярно отслеживаю результаты работы, разговариваю с родителями.
– Я знаю, что Вы сотрудничаете с билингвальным детским садом во Фленсбурге (Германия). Какая работа ведется в этом направлении?
– В 2018 году к нам в детский сад приехали директор, методист и воспитатель из билингвального детского сада. Я провела с ними 3 дня, ознакомила с нашей работой. Они много взаимодействовали с детьми, потом мы выработали совместный план по улучшению работы. К примеру, одно из правил директора детского сада: интересоваться жизнью своих сотрудников, прислушиваться, помогать. Это залог эффективной и слаженной работы всей команды. Мы продолжаем общение с зарубежными коллегами. Охотно делимся методическими рекомендациями, особенно в области подготовки детей к школе и работы с родителями.
– Какие идеи и принципы европейского дошкольного образования Вам нравятся?
– Самое ценное – простота. Они решают проблему воспитания, образования и развития ребенка через абсолютно простые бытовые вещи. Никаких развивающих специальных игр, только подручные материалы. Вспоминаю свое детство: мы играли с тем, что нашли. Важно брать инструменты для развития из окружающей среды. Без сложностей. Происходит гармоничная интеграция игры и образования. Это очень здорово и эффективно. К примеру, воспитатель делает вместе с детьми фруктовый салат, а в процессе повторяет цвета, цифры. Есть важные режимные моменты, которые все соблюдают: дежурить, заправлять кровать, чистить зубы после завтрака. Дети постигают мир: не важно, дождь или снег, они идут гулять. Все просто.
– Ваши дети тоже ходят в Сосновский детский сад. Как они относятся к тому, что мама – заведующая? Чувствуют себя привольнее?
– Мы с моей младшей дочерью вместе пришли в детский сад. Она – в первую младшую группу, а я – на работу. Мой ребенок никак не выделяется среди других детей. Дочь говорит: «Моя мама работает заведующей». А раньше говорила: «Моя мама работает Татьяной Сергеевной».
– Есть ли какие-то семейные традиции, которые Вы привнесли в свою семью от родителей?
– Трудолюбие. Моя мама всегда говорит: «Лучший отдых – это физический труд». Уважение. В первую очередь, к взрослым и пожилым. Никогда нельзя оставлять стариков – это наши корни. К этому я приучаю и своих детей. Доверие. Родители должны доверять своим детям, а дети – родителям. Никогда никого нельзя обманывать. Семейные встречи. Мы каждую субботу собираемся у родителей: рассказать истории, посмеяться, просто обнять друг друга.
– Что для Вас самое главное в воспитании детей? Каких правил придерживаетесь?
– Кроме того, что я перечислила, нужно доверять ребенку. Если родитель не прав, нужно уметь признать свою вину и извиниться. Также мы учим детей решать проблемы, особенно старшего сына. Ребенок, выйдя из семьи, должен быть готов к самостоятельной жизни. Я сторонник свободы выбора детей: от одежды до понимания плохого и хорошего. Во взрослой жизни мой ребенок всегда должен знать, что есть выбор.
– Какова Ваша идея о счастье?
– Радоваться тому, что у тебя есть, ценить это. Конечно, нужно стремиться к большему, но при этом по-настоящему проживать все моменты жизни. Надо уметь видеть счастье в том, что у тебя есть сейчас.
– Если бы у Вас была возможность встретиться с известным человеком, с кем бы Вы встретились?
– Из ныне живущих – с педагогом и детским психологом Шалвой Амонашвили. Мне близки его взгляды на воспитание, отношения, семью. Также я бы встретилась с писательницей Еленой Блаватской, с художником и философом Николаем Рерихом.
Евгения Гамова
Фото: из личного архива Татьяны Ткачевой.
Обратите внимание: Этот материал опубликован в печатной версии газеты №33 от 26 августа 2021 года. Подписывайтесь на «Ihre Zeitung», чтобы читать наши статьи первыми!