Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Фаина Берникова: Пусть на земле будет мир!

3 октября 2021

Фаина Яковлевна Берникова (Гаер) родилась в 1936 году в Автономной Социалистической Советской Республике Немцев Поволжья, в селе Сплавнуха (сегодня это Саратовская область). Ее отец был механизатором, а мама – разнорабочей.

– Я хорошо помню наш большой деревянный дом, крашеную калитку и большие ворота, – рассказывает Фаина Яковлевна. – Всегда испытывала страх перед огромной, так мне казалось, лестницей, ведущей на чердак. На чердаке сушили фрукты, ягоды, вялили рыбу. Сельчане жили зажиточно. Река рыбой кормила, сады и пасеки были у всех. Но мирную жизнь нарушила война.
Припоминаю, какая была суета, паника. Все бегали, собирали узлы с вещами и продуктами. Скот ревел, собаки выли, они чувствовали разлуку со своими хозяевами. Нашу семью из семи человек, как и другие семьи, в спешном порядке погрузили на подводы, а затем – на баржи, чтобы переправить на другой берег Волги, где была железнодорожная станция. По документам наш эшелон направлялся в Красноярск, но по каким-то обстоятельствам мы оказались в Кокчетавской области. Местность, где мы остановились, была живописным уголком Казахстана. Огромные озера с чистейшей водой, сосновый бор на берегу. Люди нас встречали тепло, сами жили бедно, в тесноте, но брали к себе немецкие семьи. Дети относились по-разному, часто нас дразнили, обзывали «фрицами», но мы с сестренкой, если уже сильно доставали, давали им отпор.

Еще одно испытание легло на плечи семьи: через месяц в трудармию забрали теток Фаины – Марию и Катю. В тот день, когда отца призвали в труд-армию, маленькая Фая забралась под кровать и громко ревела. Ее не могли успокоить и заставить вылезти оттуда. А девочка плакала и просила Бога вернуть ей папу. Отцу повезло: в Кокчетаве, где формировался очередной трудармейский отряд, перед посадкой в вагоны всех построили и сказали: «Механизаторы, выйти из строя!» Через два дня отец Фаины вернулся домой. Вот как бывает!

– С приходом весны 1942 года переселенцы начали строить землянки из дерна. Спать приходилось на земляном полу, подстилая мешковину, набитую соломой. К концу войны стали делать саман и строить саманные домики (хаты). Крыши у домиков были плоские, обмазанные глиной. В 1962 году папа с мамой построили большой деревянный дом, который сохранился до сих пор. И сейчас в нем люди живут, – с теплотой в сердце Фаина Яковлевна вспоминает свое детство, свою малую родину, Казахстан, добрых и порядочных людей.

– Мне было почти 9 лет, кода я пошла в первый класс, – продолжает рассказ Фаина Берникова. – Не я одна была переростком, все первоклассники были моего возраста и старше. Надеть было нечего, бумаги не было. Мы писали на старых газетах и клочках обоев, а чернила делали из сажи и свекольного сока. Тетради, учебники, чернильницы появились позже, к 50-му году. Свою первую учительницу, Марию Ивановну, я воспринимала как что-то неземное. С большой благодарностью вспоминаю учителя русского языка и литературы А. И. Александрова, сосланного из Ленинграда, поволжского немца В. И. Дукарта, Е. П. Гладкову, М. А. Лукьянову и других. Мои золотые, светлой памяти учителя, благодаря вам я стала грамотным человеком! Мы были старательными учениками, внимали каждому слову учителей. Учебников было мало – 2-3 учебника на класс. Собирались по 6-7 человек и коллективно выполняли домашнее задание.
Мы были детьми и любили играть. Играли в разные игры: в «войну», «красное-белое», «глухой телефон», «третий лишний», «жмурки» и другие. Нашими игрушками были стеклышки, черепки разбитой посуды, тряпочки, летом из глины лепили посуду, куколок, строили хатки. Праздники были: Пасха, Рождество, Великий Октябрь, 1 Мая. В праздники готовили вкусное угощение, наряжались в самое лучшее из одежды. Мама вязала нам с сестренкой кофточки и юбочки из овечьей шерсти. У меня была юбка из брезента, из старого полотна от подборщика с комбайна. Мы все жили бедно, но были равны. На всю жизнь запомнила вкус затирухи с мелкой картошкой или картофельными очистками и запах калача из русской печки на поду.
Хорошо помню День Победы. Перед нашим домом на столбе висел репродуктор. Именно он сообщил нам о долгожданной Победе. В этот день у всех была необыкновенная радость: люди вышли на улицу, смеялись, рыдали, обнимались. Этот праздник мы отмечаем ежегодно, поем военные песни – наше поколение знает много песен той поры. У моего мужа Павла Николаевича был хороший голос, и песню «День Победы» он часто исполнял в кругу семьи.

Свекор Фаины Яковлевны, Николай Петрович Берников, участвовал в Великой Отечественной войне. Он часто рассказывал родным о своих сослуживцах, о сражениях.
– Мои дети и внуки хранят память о своих дедах и гордятся ими. Один – репрессированный немец Яков Гаер, сибирский казак, дошедший до Берлина, – Николай Берников. Оба – великие труженики, добрые, порядочные люди.

После Победы люди с энтузиазмом брались благоустраивать свой быт. Родители Фаины надеялись, что после Победы их вернут на родину, в Поволжье, но проходили годы, ничего не менялось. И только в 1956 году им разрешили выехать на прежнее место. Когда узнали, что в их доме на Волге живет другая большая семья, не решились на возвращение. Так и прожили в Казахстане до 1997 года.

Сегодня Фаина Яковлевна счастливо живет со своими детьми в Азовском районе. Более двадцати лет далекое от Поволжья сибирское село является ее домом, ее малой родиной. Она очень благодарна Совету ветеранов Звонаревокутского сельского поселения за постоянное внимание к себе. Поделившись своей историей, Фаина Яковлевна Берникова пожелала всем мира без войны и трагедий, но с радостью и свободой, с любовью к близким и к своей Родине.

Галина Валитова

Поделиться в соцсетях