Омич уверен, что только живые участники тех событий могут передать атмосферу кошмарной и в то же время героической жизни в блокадном Ленинграде.
27 января считается днем полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады, которая продлилась долгие 872 дня. В преддверии годовщины со дня освобождения города председатель Омской областной общественной организации «Жители блокадного Ленинграда» Юрий Николаевич Ильин рассказал о страшных годах, которые ему пришлось пережить во время Великой Отечественной войны. В этом году ему исполнится 84 года, однако некоторые моменты оказались настолько впечатляющими, что отпечатались на всю жизнь и никогда не смогут уйти из памяти. Это притом, что когда началась война, Юрию Николаевичу было всего три года.
«В 1943 году в Смольнинском госпитале мама умерла от болезни, ее похоронили на Охтинском кладбище. Ей было тогда всего 25 лет. Отец во время блокады работал на одном из важнейших стратегических объектов — Ижорском заводе. Он находился на казарменном положении и после восьмичасового рабочего дня, где все время стоя изготавливал оружие, с винтовкой на плече шел на охрану различных объектов. Он имел боевые награды, в том числе медаль «За оборону Ленинграда»», — вспоминает Юрий Николаевич.
Ребенком он хорошо запомнил ужасы войны, например, как два солдата на полусогнутых ногах однажды несли раненого на носилках мимо его дома.
«Раненый лежал на носилках с закрытыми глазами, и слышался такой тяжелый утробный стон, которого я больше в своей жизни не слышал. Видел убитого молодого лейтенанта. Такой статный и симпатичный парень… Он лежал в одной из пустых комнат заброшенного одноэтажного общежития с длинным коридором, куда с соседской девочкой во время игры зашли. На моих глазах из засады наши разбили танковую колонну немецких войск, которая шла на Колпино», — рассказал житель блокадного Ленинграда.
Юрий Николаевич считает, что выжить в той «мясорубке» ему, как и многим другим детям, помогли взрослые, иногда порой своей жизнью…
«С мамой днем бывали на огороде, где нас не раз застигал обстрел. Тогда мама клала меня между грядок, а сама ложилась сверху, чтобы спасти», — отметил Юрий Ильин.
Через год после начала блокады, 9 сентября 1942 года, четырехлетнего Юрия Ильина эвакуировали по Ладоге. Он попал под вторую массовую волну эвакуации. В тот день он находился на одной из двух барж с ребятами из детских домов, которые тащил за собой буксир. Конечно, враг не мог не воспользоваться такой ситуацией.
«Мы попали под обстрел… Когда все произошло, то увидели, что между мной и соседом появился просвет, его пришел законопатить смурной моряк. А хмурый он был потому, что его друга – второго моряка тогда убило. Вода стала подхлестывать, мы сдерживали ее своими ладошками. К счастью, дырку заделали. Тогда, хоть и под обстрелом, но мы прошли. Те, кто пошли позже на этих же баржах, были потоплены в результате обстрела фашистами. Немцам удалось утопить две баржи с детьми! Мы еще проскочили», — поделился омич.
Спасенных детей отправили в посёлок Зырянка Чулымского района Новосибирской области (тогда Томской области). «Это село стояло на реке Чулым. Мой детдом 4/1», — отметил Юрий Николаевич.
Осенью 1945-го на детей стали приходить запросы от родственников. Всего в Ленинград вернулось меньше трети эвакуированных детей. В числе этих счастливчиков был и Юрий Ильин. Отец остался жив и сразу же после того, как стало возможным забрать мальчика домой, он это сделал. Однако и дальше судьба ребенка складывалась по-разному. Его отец женился второй раз и мальчика забрала бабушка в Ленинградскую область.
В Омск Юрий Николаевич приехал после потери супруги по приглашению сестры, которая работала здесь на одном из заводов. Она и племянники помогли оправиться от очередного удара. Так он и остался в нашем городе, теперь он стал для него родным.
«Для Ленинградской, Омской областей и других регионов нашей большой страны 27 января – важная дата. В этот день Ленинград был полностью освобожден от фашистской блокады. В этот день рюмочку поднимут и блокадники, и те, кто трудился вместе на эвакуированных в Омск предприятиях, а таковых немало, причем и крупных. Также этот день и суровые годы вспомнят те, кто освобождал Ленинград, и родственники тех, кто отдал свою жизнь за освобождение», — отметил блокадник.
Жители Омской области имеют непосредственное отношение к освобождению города от фашистских захватчиков. Так, например, 364-ю стрелковую дивизию возглавлял коренной омич полковник Антон Вержбицкий. Уроженец села Ачаир был, в том числе тем, благодаря кому поставлена точка в снятии блокады. 27 января эта дивизия совместно с морской пехотой взяла штурмом районный центр Тосно, и вечером того же дня прогремел победный салют. Для ленинградцев эта дата сравнима с днем 9 Мая. По-особому этот день отмечают в Черлакском районе, уроженцы которого также стояли на защите города на Неве.
«В бывшем здании специализированного Ленинградского дома существует музей, где четыре больших баннера посвящены блокаде и защитникам города. В Иртыше, Большом Атмасе и других населенных пунктах района организуют памятные мероприятия. Мы сейчас живем для того, чтобы передавать свои воспоминания, именно как живые участники этих событий. Только так можно передать атмосферу кошмарной и в то же время героической жизни. Поэтому ежегодно у нас проходят встречи с молодежью в образовательных учреждениях. К сожалению, пандемия вносит свои коррективы, но в какой-то степени эти мероприятия все же пройдут в регионе», — сказал Юрий Николаевич Ильин.
В день снятия блокады в Омске прошел митинг на Ленинградской площади у памятника Детям блокадного Ленинграда. В Доме ветеранов, учебных заведениях также организованы праздничные мероприятия.