26 января (7 февраля по новому стилю) 1822 года Александр I подписал Именной указ «О разделении сибирских губерний на Западное и Восточное управления». Инициатором этой реформы стал стоявший во главе сибирских территорий видный государственный деятель Михаил Сперанский. С этого исторического момента сегодня минуло два столетия.
Положение дел на южных рубежах Западной Сибири в первой половине XIX в. определялось процессом вхождения территорий современного Казахстана в состав Российской империи. Длительный опыт общения России с кочевыми народами убеждал русское правительство в том, что невозможно сохранение прежнего порядка вещей, когда присягнувшие на верноподданство рассчитывали только на покровительство и материальные знаки внимания к ним со стороны покровителя, и отнюдь не считали себя обязанными разделить с ним ответственность, затраты и прочее. Вот почему российским Государем Императором Александром I был взят курс на медленное и постепенное, но при этом неуклонное приобщение кочевых народов к нормам писанного права. Им нужно было привить чувства долга и ответственности за свои поступки, уважение к чужой собственности, а также навыки сотрудничества и мирного сожительства с другими племенами и народами.
Этому во многом способствовала вошедшая в обиход между русским и казахским населением меновая торговля. К 1821 году русское правительство пришло к решению о необходимости введения в казахской степи новых форм управления, которые бы содействовали не только мирной обстановке в южной приграничной полосе, но и спокойствию внутри казахских орд, путем прекращения межродовой вражды и борьбы за ханский титул. Своеобразным «инструментом» для этого и должна была стать вновь образованная пограничная Омская область.
В состав Западной Сибири, помимо Тобольской и Томской губерний, вошла новая административно-территориальная единица – Омская область. Создавалась она в условиях пограничного положения региона для установления российской военной администрации при сохранении традиционных институтов самоуправления и суда, определяемых «Уставом о сибирских киргизах» (1822 г.) и «Уставом о сибирских городовых казаках» ( 1822 г).
Ее торжественное открытие состоялось 8 (20) ноября 1823 года. После совершения молебствия чиновники были приведены к присяге на верность государю. Исправляющим должность областного начальника был назначен лейб-гвардии Драгунского полка полковник, начальник Штаба Отдельного Сибирского Корпуса, командующий Сибирским линейным казачьим войском Семен Богданович Броневский (1786-1858). Это первый начальник Омской области (1823 г.), лейб-гвардии Драгунского полка полковник, начальник Штаба Отдельного Сибирского корпуса, командующий Сибирским Линейным казачьим войском, кавалер орденов Святой Анны 2 степени и Святого Равноапостольного князя Владимира 4 степени.
Он прибыл в Омск в 1808 году в качестве адъютанта генерала Г.И. Глазенапа, а спустя 27 лет был назначен генерал-губернатором Восточной Сибири. На закате жизни Семён Богданович написал интереснейшие воспоминания о своей жизни и службе, которые рисуют нам следующую картину образования и открытия Омской области:
«[…]Государю Императору пришла благодетельная мысль назначить сибирским генерал-губернатором Михаила Михайловича Сперанского. Обревизовать все гражданские управления и составить проект, как разделения сибирских губерний, так и учреждения для управления их. Государственный человек, муж разума, не много потребовал себе времени обнять все отрасли и предначертать законы для отдаленного и разнородного края. Как мудро, как удовлетворительно и быстро кончилась ревизия — всем известная[…]. У него уже родился проект преобразования Киргизской степи, заключающий в себе обитателей более 1/2 миллиона душ[…].С непостижимою скоростию издано Сибирское учреждение и устав о Сибирских киргизах. Сибирь разделена на два генерал-губернаторства: восточное и западное. Петр Михайлович Капцевич назначен генерал-губернатором западной части, а в восточную — Александр Степанович Лавинский . Во вновь открыть имевшую Омскую область, в состав которой входила и вся Киргизская степь Средней орды киргиз-кайсаков, назначен я областным начальником с правами дивизионного начальника по военной, и гражданского губернатора по гражданской частям. Именной Высочайший указ состоялся об этом июня 14 дня 1823 года . Того же года ноября 8-го дня, в день праздника Св. Архангела Михаила и тезоименитства Его Императорского Высочества Михаила Павловича торжественно открыты присутственные места, с парадом войск, угощением народа по обычаю древнему, водившемуся при открытии губерний. Обед, бал и иллюминация сопровождали это торжество, при чем находился флигель-адъютант и генерал-лейтенант Алексей Павлович Мансуров, ныне генерал-адъютант и генерал-лейтенант. Чиновников еще был недостаток, но они мало по малу набирались, и делам дано течение. Напечатаны на российском и татарском языках объявления к киргизскому народу во многих экземплярах о том, что неустройство между киргизами и разорительные баранты, приводящие слабых к конечной гибели, по собственному желанию многих почетных киргиз, чтобы приобресть спокойствие и тишину, неоднократно просили покровительства России. Государь Император, вняв милостиво этому голосу, Высочайше повелел учредить новый порядок управления между киргизами и открыть округи, и земли Киргизской степи принимает под свое покровительство. Много малых отрядов казаков при офицерах, переводчиках и с трубачами, как герольды, посланы в степь с объяснениями, кои и рассеяны в разных волостях.
Открытие управления в Киргизской степи. Надлежало приступить к открытию округов взятием от народа присяги на верноподданство, избранием старших султанов округа, волостных султанов и старшин, заседателей в окружной приказ, и открыть самое присутствие приказа, который составляют под председательством старшего султана два заседателя из киргиз по выбору и два российских от короны. Канцелярия из переводчиков (они же столоначальники) и писцов. Предметы приказа: полиция с военною стражею, суд и казначейство. Всякий год положено открывать не более двух округов[…].Таким образом сделано начало водворению в Киргизской степи порядков нового российского управления. Киргизы платят ясак в казну и, конечно, получают желанную цивилизацию, если терпение и постепенность без торопливости соблюдаемы будут [и не будут отбирать у них кочевые места, которыми они дорожат столько же, как и образованные народы] […]Управление мое областью продолжалось слишком 5 лет[…]».
Были утверждены герб Омской области и мундиры для чиновников Омского областного правления. Так воплощался в жизнь один из реформаторских проектов управления Сибирью М.М. Сперанского.
Во главе новой области стояли областные начальники: Семён Богданович Броневский (1823-1824 гг.), Михаил Леонтьевич Булатов (1824-1825 гг.), Василий Иванович Де-Сент-Лоран (1827-1835 гг.), Иван Дмитриевич Талызин (1835 г.), Иван Фёдорович Петерсен (1835-1837 гг.), Евграф Иванович Гладышев (1837-1838 гг.).
Омская область территориально включила в себя часть уездов Тобольской и Томской губерний, а также земли казахского Среднего жуза (население которого теперь именовалось сибирскими киргизами). На севере она граничила с Тобольской и Томской губерниями, на западе – с Малой Ордой киргиз-кайсаков, на юге и востоке – с владениями китайских и сибирских киргизов. Областным центром стал г. Омск. По приблизительным подсчётам, площадь области была свыше 1,1 млн квадратных километров с населением около 700 тысяч человек (на 1836 год во внутренних округах насчитывалось русских 89,8%, казахов 9,7%; во внешних – соответственно 0,6 и 99,4%).
Необходимость её создания один из более поздних царских указов обосновывал так: «[…] Образование в 1822 году, в составе общего управления Западной Сибири Омской области предпринято было в тех единственно видах, дабы посредством местного оной управления действовать на постепенное введение между сибирскими киргизами того устройства, которое для сего многочисленного кочевого племени предположено в учреждении о сибирских инородцах[…]».
Согласно статьям «Устава о Сибирских киргизах» казахи были отнесены «к сословию кочевых инородцев», кочевья которых разделялись на волости и аулы, а для удобства административного управления объединялись в округа.
По «Учреждению для управления Сибирских губерний» от 22 июня (4 июля – по новому стилю) 1822 года Омская область делилась на внутренние округа (Омский, Семипалатинский, Усть-Каменогорский, все они были открыты в ноябре – декабре 1823 г.) и Петропавловский (открыт в январе 1824 г.) и внешние округа (Каркаралинский, Кокчетавский, оба открыты в 1824 г.), Аягузский (1831г.), Акмолинский (1832 г.), Баян-Аульский, Учбулакский (оба – в 1833 г.) и Аман-Карагайский (1834 г.). В 1838 году Омская область была упразднена.
Функции по управлению степными территориями переданы Пограничному управлению сибирскими киргизами, переименованному в 1856 году в Область сибирских киргизов, а затем в 1868 году в Акмолинскую область.
19 января 1918 года Акмолинская область вновь переименована в Омскую, несколько позднее в нее были дополнительно включены Тарский и Тюкалинский уезды. 3 января 1920 года Сибревком официально утвердил вместо Акмолинской области новое наименование региона — Омская губерния с центром в Омске. В 1921 году южная часть Омской области (Акмолинский. Атбасарский, Кокчетавский, Петропавловский уезды, а также 15 волостей Омского уезда) отошли к Киргизскому краю, а впоследствии Казахской ССР. До переезда Сибревкома в 1921 году в Новониколаевск Омск являлся административным центром всей Сибири.
В период с 1925 по 1934 год территория Омского Прииртышья входила сначала в состав Сибирского, а затем Западно-Сибирского края. 25 мая 1925 года Омская губерния вошла во вновь организованный Сибирский край, но уже 1 октября 1925 года была ликвидирована.
В соответствии с решением XVII съезда ВКП(б) (1934 г.) по завершению экономического районирования страны в целом в Западно-Сибирском крае было проведено разукрупнение и территориальное упорядочение ряда районов и сельсоветов. Политика разукрупнения краев, областей, районов в то время была основной линией власти в сфере государственного устройства, что было связано с результатами интенсивного развития хозяйства в годы первых пятилеток. Массовый характер процесс разукрупнения краев и областей принял, начиная с 1934 г.
Так, Постановлением ВЦИК от 7 декабря 1934 г. ряд западных районов Западно-Сибирского края передан в состав образованной Омской области, а ряд восточных районов включен в организованный Красноярский край. Таким образом, Омская область в течении последующего десятилетия охватывала громадное пространство, она начиналась от границ Казахстана и заканчивалась у вод Карского моря. Это была одна из крупнейших областей в СССР, которая включала в себя 67 районов. Достаточно взглянуть на карту того времени, чтобы понять, что в Омскую область вошла не только часть районов из Западно-Сибирского края, но и ряд районов из Челябинской и бывшей Обско-Иртышской областей.
Более того, её состав пополнили два северных национальных округа —Остяко-Вогульский и Ямало-Ненецкий. Для формирования партийного, советского и хозяйственного аппарата было создано Оргбюро ЦК ВКП(б) по Омской области, которое возглавил Д.А. Булатов. А на I областной партийной конференции, которая прошла в марте 1935 г., он был избран первым секретарем новоиспеченного Омского обкома ВКП(б). На плечи нового руководства, и в первую очередь Д.А. Булатова как первого секретаря Обкома и С. С. Кондратьева, как председателя Облисполкома, легли все трудности организационного периода вновь образованной области. За два года Омская область не только увеличила свой экономический потенциал, но и укрепила многие отрасли народного хозяйства. Маховик репрессий 1937 г. не обошел стороной. В его жернова попали первые секретари Д.А. Булатов и З.Г. Симанович, а также председатель Облисполкома С.С. Кондратьев.
Всего за время существования Омской области сменилось 6 первых секретарей Обкома и 3 председателя Облисполкома.
Огромными усилиями наш регион справлялся в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. с поставленными перед ним партией и правительством задачами. За счет эвакуированных предприятий (таковых было 244), расширения существующих и строительства новых промышленность области выросла в несколько раз. В 1942 г. по сравнению с 1940 г. промышленной продукции было выпущено более чем в 3 раза, а по сравнению с 1941 г .— в 2,5 раза.
В декабре 1943 г. по решению ЦК ВКП(б) в Омск приехал новый первый секретарь Обкома С.С. Румянцев. Вскоре после своего избрания здесь, на месте, он отправился осматривать вверенную ему Омскую область. Побывал в Ишиме, Тюмени, Тобольске. В ходе неё остался крайне не доволен работой местных партийных органов. Вернувшись из неё, по свидетельству известного омского историка М.Е. Бударина, он заявил: «…Мне не нужна эта болотная ишимо-тюменская земля! Хватило бы нам сил на черноземных степях Прииртышья добрый хлеб получать!».
Написал свои соображения в ЦК. В результате огромная часть северной территории отошла к Тюменской области, а территория Омской области в 1944 г., получила современные границы. Остается только сожалеть, что вклад наших земляков в освоении и развитие в 1934-1944 гг. Тюменского края и Обского севера до сих пор слабо изучен, хотя фонды региональных исторических архивов (Омского, Тюменского и Тобольского ) хранят еще много тайн.
В послевоенные годы наша область продолжала оставаться одним из ведущих агропромышленных районов Сибири. К началу 1950-х гг. сельское хозяйство области достигло довоенного уровня. Самый большой урожай омские хлеборобы собрали в 1956 г. – 3 218 тыс. т (в 1953 – 1 508 тыс. т). Это на 40 млн больше, чем в самом урожайном, 1954 году, и в три раза больше, чем до освоения целинных и залежных земель.
За выдающиеся достижения в деле освоения целинных и залежных земель, крупные успехи в увеличении производства зерна, достигнутые трудящимися Омской области, и успешное выполнение в 1956 году обязательств по сдаче государству 110 миллионов пудов хлеба Указом Президиума Верховного Совета СССР Омска область была награждена орденом Ленина. 19 января 1957 г. во Дворце культуры моторостроительного завода имени П.И. Баранова — грандиозном для Омска того времени сооружении, по убранству интерьеров не имевшее аналогов в нашем городе (был открыт в октябре 1956 г), состоялось торжественное заседание обкома КПСС и областного Совета депутатов трудящихся в связи с вручением Омской области ордена Ленина. Награду вручил секретарь ЦК КПСС Л.И.Брежнев.
В честь награждения орденом Омской области в сквере имени Павлика Морозова на пересечении улиц Ленина, Герцена и Интернациональной на месте демонтированного памятника И. В. Сталину ещё в 1963 году была установлена стела. Сегодня на стеле размещены две правительственные награды: орден В. И. Ленина, которым за освоение целинных и залежных земель была награждена Омская область (1956 г.) и орден Трудового Красного знамени, который получил город Омск за успехи, достигнутые трудящимися города в выполнении заданий пятилетнего плана (1971 г.).
Почти три десятилетия — с 1961-го по 1987-й — история развития Омской области была связана с именем первого секретаря Омского обкома КПСС Сергея Манякина.
Именно при И.С. Манякине Омская область вошла в пятерку лучших регионов СССР по сельскохозяйственному производству. Наш регион снабжал продовольствием 16 сибирских регионов. На 1 января 1966 года в области насчитывалось 4 города областного подчинения, 2 города районного подчинения, 10 рабочих посёлков, 31 сельский район, 6 городских районов, 340 сельских советов, 2562 сельских населённых пунктов. 1960-е-1990-е годы характеризуются, прежде всего, исчезновением с карты области 1686 населенных пунктов, объявленных «неперспективными».
На сегодняшний день в Омской области имеется 32 района, 6 городов, 21 посёсок городского типа. Протяженность территории с севера на юг – почти 600 км, с запада на восток – более 300 км. Статистики любят сравнивать площадь омского региона с территориями разных стран. На ее территории могли бы уместиться Бельгия, Швейцария, Нидерланды и Албания вместе взятые или три Швейцарии. Все это говорит о масштабах Омского Прииртышья.
Численность населения области на 2021 год, по данным Росстата, составляет 1 903 675 человек, а его плотность — 13,49 чел./км2 . Омская область по численности населения сегодня занимает шестое место среди регионов Сибирского федерального округа.
Александр Лосунов, историк-краевед, председатель ОРОО «Достояние Сибири»