Светлана Архатова уже больше 35 лет работает в Гауфской школе. Все, что связано с воспитанием, творчеством и внеучебной работой – это ее стезя. В прошлом году Светлана Алексеевна стала советником по воспитательной работе в родной школе, а в этом году она получила уже новый статус советника Министра просвещения Российской Федерации на общественных началах.
В канун нового учебного года мы поговорили со Светланой Архатовой об ее педагогическим призвании, о важности творчества и о том, как изменилась жизнь в школе с появлением советника по воспитанию. Обо всем этом и не только – читайте в нашем интервью.
– Светлана Алексеевна, где Вы родились? Где прошло Ваше детство? Каким Вы его запомнили?
– Я родилась в Казахстане. Наш дом располагался в 15 шагах от Урала – могучей реки с историей. У меня было босоногое, звонкое и беззаботное детство. Я на всю жизнь сохранила теплые воспоминания о том, как мы с друзьями купались в реке, ловили рыбу и управляли лодками. Я родилась в многодетной семье, мои родители – самые обычные трудолюбивые люди. Здесь же, на родине, я окончила школу. Помню, уже в детские годы я была очень активным ребенком. Особенно я любила петь. Первым моим достижением в художественной самодеятельности стала победа на областном смотре среди школ района. Я, будучи ученицей 3 класса, стала лауреатом в номинации по вокалу, а пела я на казахском языке. Для меня это было большое достижение, это была первая большая сцена.
– Вы на сцене с самого детства, получается. Только пели?
– Помню, в нашем Доме культуры была агитбригада. Наши творческие коллективы ездили в разные небольшие села и аулы и давали концерты: пели и танцевали. Педагоги брали и нас собой. В некоторые аулы мы переправлялись на пароме через реку. Мы даже сами шили себе костюмы! Сколько было энтузиазма уже в то время, сколько энергии! В школе я была председателем пионерской дружины, активно участвовала в комсомольском движении. Все это и легло в основу моей профессиональной жизни.
– А какую профессию Вы получили?
– Сразу после школы я поступила в Гурьевский педагогический институт на музыкально-педагогический факультет. Это был 1981 год. Нам очень повезло с педагогами: у нас на курсе преподавали талантливые педагоги из РСФСР и УССР. У нас было много практики.
– Как сложился Ваш профессиональный путь после пединститута?
– По распределению я попала в город Шевченко, прямо на берегу Каспийского моря. Сейчас это город Актау. Я работала в новой школе № 15. Мой первый год педагогической практики начался именно здесь, в невероятно красивом месте. В этот же год я участвовала в телепередаче «А ну-ка, девушки!». В этом телевизионном конкурсе участницы не только соревновались за звание лучшей по профессии, но и участвовали в разных конкурсах.
Бессменным ведущим конкурса был Александр Масляков. Я занималась в местном Доме культуры, пела, танцевала, играла в ансамбле. Режиссер этой программы приехал к нам в город, ходил по кабинетам Дома культуры, слушал и смотрел. Мы с подругой прошли отбор и поехали на конкурс. Потом от многих знакомых слышала, что они видели меня по Центральному телевидению. Я прошла до половины этого конкурса. Помню, подготовка была невероятной, нас даже учили ходить на катерах по морю.
– А как Вы попали в Гауф?
– Я вышла замуж и переехала в Россию, в деревню Гауф. Здесь очень был нужен педагог по музыке, поэтому я без проблем устроилась в школу. Меня хорошо приняли местные жители и коллектив: буквально взяли под опеку, начали знакомить с деревней и вводить в курс дела. Это был октябрь. А уже в ноябре я вышла на сцену местного Дома культуры на празднике в честь Дня работников сельского хозяйства. Я играла на гитаре и пела. Уже в первый год, кроме преподавания, у меня были внеурочные занятия, репетиции хора, вокальной группы и вокально-инструментального ансамбля. Так, с 1986 года я и не схожу со сцены нашего Дома культуры. Наверное, ни один праздник не проходит без моего участия. Мои ученики становятся победителями и призерами разных конкурсов. В общем, я всю жизнь в активном и позитивном творчестве!
– Почему решили попробовать себя в роли советника по воспитанию?
– Это очень интересный вопрос. Когда решали, кто будет советником, я в нашем коллективе предложила молодых педагогов, а коллеги, в свою очередь, предложили меня. Я, действительно, всегда в школе занималась воспитательной работой. Тогда еще никто не знал, что это за проект и что нужно будет делать. Но я согласилась.
– Как прошел Ваш первый год в этой должности?
– Когда наступил сентябрь, было тяжеловато. Нужно было вникнуть в новую программу, понять систему, найти нужные механизмы для работы у нас в школе и скоординировать работу в коллективе. Здесь мне, безусловно, помог мой большой педагогический опыт. Работа с социальными партнерами – это мой козырь. Благодаря этому нам удалось запустить социально значимые проекты, к примеру, обучение ребят из группы риска и с особенностями развития разным ремеслам в организации «Сибирские стрелы». Сейчас я думаю, что это очень хорошо, что я взялась за воспитательную работу в нашей школе. Молодым педагогам было бы в разы тяжелее, тут дело в опыте. Воспитание не знает выходных, это круглосуточная, ответственная и объемная работа.
– На Ваш взгляд, насколько полезна работа советников по воспитанию в школе?
– Советники отвечают за воспитательный процесс в школе. Это проводники общей идеи воспитания подрастающего поколения и первые помощники в этом деле. Важно понимать, что ты не один в поле воин. Воспитание – это целостная система, которая невозможна без взаимодействия и администрации школы, и педколлектива, и детей, и родителей, и социальных партнеров. Только так можно достичь успеха. Первый год работы показал, что мы идем верным путем. В нашем районе уже немало достижений, к примеру, одно из них – это победа в конкурсе «Моя команда», над которым работали и дети, и родители, и педагоги. В Азовском районе сформирован муниципальный родительский совет, в который входят многие активные и неравнодушные родители. У нас очень сильный актив по воспитательной работе в районе и в школе. Особое внимание мы уделяем системе наставничества. Я стараюсь методически помогать не только нашим педагогам, но и советникам по воспитанию из Омска, с которыми мы сотрудничаем.
– А как дети воспринимают мероприятия и проекты, которые теперь введены в школах?
– Я заметила, что до прошлого года многие школы и педагоги просто погрязли в рутинной и бумажной работе. Детям же нужно внимание, с ними нужно разговаривать постоянно, договариваться, развивать и помогать во всех начинаниях. За год работы в роли советника я увидела многих талантливых и способных детей, которые готовы идти на сотрудничество, готовы раскрыться. Многие ребята стали откликаться на наши просьбы, они с интересом принимают участие в конкурсах и фестивалях, стали более открытыми. Я понимаю, что дети увидели значимость себя. Ребята увидели свой личностный рост! Теперь они вместе с родителями могут самостоятельно, по своей инициативе, участвовать в разных конкурсах Российского движения школьников. Раньше такого не было, а теперь есть. Значит, мы все делаем правильно.
– Как Вы стали советником Министра просвещения Российской Федерации на общественных началах?
– Признаюсь, что это – удивительное событие даже для меня. На одном из форумов советников по воспитательной работе я представляла Омскую область. Накануне заполнила анкету, указала все свои достижения, проекты, ссылки на социальные сети. В конце форума организаторы объявили меня советником Министра просвещения Российской Федерации на общественных началах по воспитательной работе и вручили удостоверение. Коллеги и друзья сразу начали меня поздравлять, говорят, что это заслуженная должность.
– В преддверии Дня знаний что Вы пожелаете учителям и ученикам Азовского района?
– Желаю всем в новом учебном году профессионального роста, крепкого здоровья, неиссякаемой энергии и творческих успехов. Пусть все дети, родители и педагоги найдут нить взаимопонимания и взаимоуважения.
беседовала Евгения Гамова
Фото: из личного архива С. А. Архатовой.