Какие мысли приходят в голову перед знакомством с человеком, которому исполняется 100 лет? Прежде всего, что человек этот стар и немощен, скорее всего, полулежит в кровати, окруженный многочисленными подушками и баночками с лекарствами. А еще – мысли о том, что долгожитель вряд ли расскажет о своей жизни без помощи родных и близких, потому что кажется невозможным в 100 лет помнить то, что было в детстве – 95 лет назад…
Нас встретил высокий, подтянутый мужчина с идеальной осанкой, в нарядной рубашке и галстуке. «А, девчата! Здравствуйте, красавицы, проходите», – приветливо улыбался он, приглашая нас в гостиную. «Сын юбиляра, наверное», – подумалось мне. Но моя спутница, тепло пожимавшая протянутую пожилым человеком руку, с искренней радостью приветствовала его: «Андрей Иванович, как я рада видеть Вас в добром здравии!» Я была поражена, но это было только начало.
На протяжении всей нашей беседы, к которой присоединилась Надежда, дочь Андрея Ивановича, вековой юбиляр рассказывал о своей жизни красочно и в деталях, называл даты, описывал события так, будто они случились неделю назад. Бывало, Надежда Андреевна ласково просила отца: «Папа, а расскажи о том, а расскажи об этом…» И папа рассказывал.
Андрей Иванович Козловский родом из Большеуковского района, деревня Чебаклы. В семье было 8 детей – четверо сыновей и четыре дочери. Он окончил 4 класса в своей деревне, а в 5-ый ходил в соседнюю деревню за 5 километров от дома. Родители занимались сельским хозяйством. Вокруг деревни земля была поделена на полосы, ее распределяли единоличным хозяйствам по «едокам». В их семье было две полоски земли, на которых трудились и родители, и дети. Андрей Иванович вспоминает, как отец пахал землю, а он, 7-летний мальчишка, ее боронил. Отец привязывал маленького Андрея к седлу, чтобы сын не упал с лошади, если вдруг заснет от усталости.
В годы коллективизации семье Козловских было очень тяжело. За то, что отец оставил сенокосилку на ночь в животноводческом помещении, а не рядом с остальной техникой, его осудили на 15 лет. Тогда новая власть сразу забрала построенный отцом большой и светлый дом под контору, свела со двора лошадей, корову, другую живность. Мать с детьми осталась одна на улице.
Она нашла на краю деревни маленькую избушку-развалюшку с печуркой, которую дети топили, разбирая жерди из изгороди.
Отца освободили через год, но он не вернулся в Чебаклы, а остался в Знаменке работать на строительстве заготзерна. Андрей Иванович вспоминает, как ездили они с матерью к нему, как учил его отец работать топором и молотком. Председатель колхоза разрешил семье Козловских поселиться в Знаменке, и мать с детьми перебрались к главе семейства. Все вместе выкопали землянку, в которой и жили. Из этой землянки в 1939 году бригадир тракторной бригады Андрей Козловский ушел служить в армию, а оттуда его призвали на фронт.
Андрей Иванович служил в звании сержанта командиром отделения противотанковых ружей стрелкового 537 полка Дальневосточного фронта с 1943 по 1945 годы. В 1945 году участвовал в военных действиях с Японией. Фронтовые награды лучше всяких слов говорят о его доблести и чести: «Медаль Маршала Жукова», «За Победу над Японией», орден Великой Отечественной войны II степени.
– Самое жуткое мое воспоминание о той войне – это штурм высоток, укрепленных круглыми каменными башенками, – вспоминает Андрей Иванович. – Из них вели шквальной огонь по наступающей советской пехоте самураи – настоящие самураи, воины-смертники, прикованные цепями к стенам башен. В маленьком военном укреплении у них были боеприпасы, вода и матрасы, набитые сухой травой. Они отстреливались до последнего патрона. В плен живыми не сдавались, делали себе харакири. Много моих боевых товарищей погибло тогда под этим страшным огнем.
Домой в Знаменку Андрей Козловский вернулся в 1946 году. Один из его братьев, весь израненный, вернулся с войны чуть раньше, еще один погиб под Ленинградом. Гадая о судьбе сына Андрея, мать боялась, что и он не вернется со страшной войны. Мама была в огороде, когда Андрей, перецеловав всех домашних, пошел к ней. Увидев сына живым, женщина хотела бежать к нему, но не смогла, от волнения только перебирала на месте ногами, пока сын не прижал ее к сердцу.
После войны Андрей Иванович вновь стал работать трактористом. Мама очень хотела, чтобы сын создал семью, и торопила Анд-рея с выбором невесты. Он выбрал скромную красавицу Анну, жившую неподалеку. Выбрал – и не пожалел. Прожили с женой в любви и согласии много лет, вырастили шестерых детей – четырех дочерей и двоих сыновей. Своими руками построил Андрей Иванович для своей семьи большой и уютный дом, в котором все было продумано для удобства любимых детей. Даже место вокруг теплой печки, где детвора могла играть и кататься на велосипеде. В детей родители вложили всю душу и вырастили их хорошими и честными тружениками. Все выучились, получили высшее образование, профессию, занимались и занимаются любимым делом.
Была в жизни Андрея Ивановича Козловского и Целина. В годы освоения целинных и залежных земель его, как постоянного победителя соцсоревнований, отправили «подтягивать» отстающий колхоз в татарскую деревню Кочуково. Вместе с колхозниками подготавливал он поля для посева зерновых в особых экстремальных условиях. Прежде чем посеять хлеб, полеводы с огромным трудом выкорчевывали столетние деревья и расчищали от леса и камней будущие посевные площади. Через год работы Андрей Иванович перевез в Кочуково семью. Еще через 5 лет Козловские вновь вернулись в Знаменку.
Когда Анна Борисовна заболела, и врачи посоветовали ей сменить климат, Андрей Иванович с женой и младшим сыном переехали в солнечный узбекский город Термез. Там супруги устроились в строительную организацию, им дали жилье. Все было хорошо, здоровье матери поправилось, но оказалось, что сухой климат не подходит отцу, и семья снова вернулась в Сибирь.
В Гауф Андрей Иванович впервые приехал в 1976 году в возрасте 57 лет. Здесь на только-только открывшейся Изюмовской птицефабрике работала заведующей аптекой его дочь Галина. Директор фабрики принял его на работу с испытательным сроком. Андрей Иванович, привыкший трудиться много и по совести, отлично показал себя на работе, и через месяц уже перевез семью из Термеза в Гауф. Им сначала выделили небольшую квартиру в благоустроенном доме, а потом Козловские перешли в дом с большим земельным участком.
Андрей Иванович очень любит землю и считает, что она не должна пустовать. Поэтому огород и двор его всегда в идеальном порядке. Даже сейчас в свои 100 лет он затачивает тяпки, работает вилами по двору. А еще до сих пор ездит за рулем автомобиля. С улыбкой вспоминает, как пришел в 90 лет в отдел ГИБДД менять водительское удостоверение. Госавтоинспекторы провели надлежащую проверку на наличие нарушений. Их не оказалось. Крепко пожав руку Андрею Ивановичу, сотрудники ГИБДД сказали, что ждут его для очередной замены через 10 лет.
– Наш папа может все, – говорит Надежда Андреевна. – Он работал от зари до зари и при этом успевал и успевает окружать нас всех своей бесконечной заботой и любовью. В нашем большом доме всегда было тепло, сытно, уютно и радостно. Папа ни разу в жизни не ругал нас, детей. Помню, как он зимой каждый вечер подшивал нам скатанные на ледовых горках за день валенки. Каждый вечер. После тяжелого трудового дня. И ни разу – ни одного упрека, только ласково по голове погладит. Помню, как мы гроздьями висели на нем, если выдавалась у отца свободная минутка. Всех выслушает, со всеми поговорит по душам. И на работе так же – ко всем с душой относился, по-человечески. Наверное, поэтому ему часто давали отстающие бригады, которые через время становились передовыми.
Судьба сложилась так, что несколько лет назад Анны Борисовны не стало. До последних дней своей любимой женщины Андрей Иванович ухаживал за ней, помогал, чем мог. Сейчас он живет с дочерью Надеждой, вместе ведут хозяйство, часто разговаривают о жизни, вспоминают прошлое. У Андрея Ивановича 6 внуков и 8 правнуков.
26 октября он отметил 100-летний юбилей. В этот день в сельском клубе поздравить юбиляра собрались односельчане, близкие и родные Андрея Ивановича. С поздравлениями и подарками виновника торжества также посетила делегация от Азовского района во главе с руководителем муниципалитета Павлом Багинским.
Ярослава Ильенко