Анастасия Яковлевна Москалева (Кистулина) в этом году встретила свое 85-летие в Омске. Родом она из Азовского района, здесь прошло ее детство в трудные военные годы, отсюда ушел на фронт Великой Отечественной ее отец. Публикуем ее воспоминания в рамках совместного проекта районной газеты и Омского аэропорта, посвященного 75-летию Великой Победы.
Я родилась 4 апреля 1935 года, наша семья жила и работала в то время в 3-м отделении Сосновского зерносовхоза Азовского района Омской области. Папа трудился комбайнером, мама – на разных хозработах, я ходила в ясли, затем в детский сад. Летом 1941 года, когда началась Великая Отечественная война, папу призвали на фронт.
В войну мы жили очень тяжело, как все. Мама работала с темна до темна. Летом – на зернопункте, зимой ухаживала за телятами на ферме. Хлеба нам выдавали всего по 100 граммов на человека, маме – 400 граммов. Он был черный, с остюгом (травой – прим. ред.).
В 1943 году я пошла в первый класс, второй и третий классы училась в деревне Бердянка Азовского района. Там мы узнали об окончании войны. Школа в Бердянке сгорела, и школьники учились в сельском клубе. Помню, что второй и четвертый класс одновременно вел один учитель. Было очень холодно, на переменках дети жались к печке.
Наша семья жила на краю деревни. У моей подруги-одноклассницы мать умерла, отец был на фронте, и она жила у бабушки с дедом. Однажды зимой с подругой в сильную пургу возвращались домой, она запуталась в длинном платье (носили одежду взрослых, какая была) и в больших валенках, упала. У меня замерзли руки, реву, не могу поднять ее с земли. Хорошо, что встретил нас тогда ее дедушка.
В мае 1945 года закончилась война. Мы радовались, а взрослые плакали. Ребята пели гимн, и вся школа выходила с флагом на демонстрацию.
Папа прошел всю войну с фашистами, после нее попал еще и на Дальний Восток, где снова воевал: вернулся домой почти год спустя, после советско-японской войны – в июле или августе 1946 года. Мы переехали в деревню Руслановка, где была школа-семилетка. Отец работал комбайнером и трактористом. Нас, школьников, посылали полоть пшеницу, заросшую осотом, работали без рукавиц и босиком целый день. На обед – бутылка обрата (обезжиренного молока – прим. ред.) и пара картофелин. Осенью до холодов убирали картошку на колхозном поле. Хлеба постоянно не было: в 1947 году был сильный неурожай, на трудодни зерно не выдавали.
Окончила школу в 1950 году. Дальше мой жизненный путь лежал за пределами Азовского района. В 1951-1955 годах училась в Омском мукомольно-элеваторном техникуме. Была профсоюзным организатором, участвовала в хоре. Окончив техникум, в 1955 году по направлению я уехала работать на целину в качестве старшего лаборанта на Смирновский, а позже – на Узункульский хлебоприемный пункт Северо-Казахстанской области. В 1957 году окончила курсы заведующих лабораторий в столице Казахской ССР Алма-Ате. В 1959 году работала заведующей лабораторией на Троицком хлебоприемном пункте Пресновского района Северо-Казахстанской области.
В 1961 году вышла замуж за Николая Дмитриевича Москалева и вернулась в Омск. В областном центре работала вначале на Карбышевском хлебоприемном пункте, затем на «Хлебной базе № 35», после этого перевелась на Кировск-Омский элеватор. За работу на целине и в зерновой отрасли меня наградили медалями «За освое-ние целинных земель» и «Ветеран труда», а также Почетными грамотами.
С мужем прожили вместе 53 года, его не стало в 2014 году. Сегодня живу в Омске с внучкой и правнуками.
На фото: А. Я. Москалева на работе в лаборатории хлебной базы.