1945 год – Победа. За этим словом стоят конец страданий и лишений, возвращение с фронта родных и любимых, новые надежды и радости, и подтверждением тому стало появление на свет малышей, которым предстояло жить в мирное время. Совет ветеранов Звонаревокуского сельского поселения собрал материал о людях, родившихся в победном 1945 году. Мы узнали об их послевоенном детстве, о родителях и родственниках, защищавших страну и приближавших Победу.
Долгие годы после войны в разговорах взрослых не иссякала тема войны. Слишком свежи были воспоминания, очень яркими оставались впечатления. Однако детей оберегали от тяжелых военных воспоминаний. Несмотря на то, что родились они в год Победы и не видели всех ужасов войны, детство их протекало нелегко – голод, разруха, но были и светлые моменты: мирное небо, семья рядом, друзья, веселые игры.
Герои этой публикации Виктор Михайлович и Галина Васильевна Русановы – супруги, отметившие 50-летний юбилей совместной жизни, рожденные в 1945 году. Они – дети поколения Победителей – фронтовиков.
От берегов Волги до Сибири
Виктор Михайлович Русанов родился в городе Астрахань. Его родители до Великой Отечественной войны работали в Волжском пароходстве, где они и познакомились в 1941 году. Отец – Михаил Антонович – был боцманом, а мать – Анна Петровна – работала судовым поваром. Родители работали на перевозке горюче-смазочных материалов по маршруту Баку – Астрахань – Сталинград и выше по Волге.
Когда началась война, родители Виктора Михайловича продолжили работу в пароходстве. В тяжелых условиях вместе с другими моряками они обеспечивали бесперебойные поставки топлива по Волге, даже в период самых напряженных боев. Теперь известна заслуга волжских моряков в битве за Сталинград, ведь без флотилии была бы невозможна наступательная операция Советских войск в ноябре 1942 года.
В самое трудное время (осень-зима 1942 года) под непрерывным огнем противника, в тяжелейших ледовых условиях, корабли перевозили на правый берег военные грузы, бойцов и командиров, а также эвакуировали раненых, стариков, женщин и детей.
В 1942 году на корабле во время транспортировки раненых у Михаила и Анны родился первый ребенок – девочка. Всего в семье родилось и выросло четверо детей. Родители, как могли, заботились о детях. Но послевоенный голод, вызванный засухой и военным разорением экономики СССР, поставил семью на грань выживания. Нужно было что-то делать, и в 1947 году семья переехала жить в Белоруссию.
Виктору Русанову было 13 лет, когда его родители по призыву КПСС приняли решение осваивать целину. В 1958 году семья переезжает в Казахстан, в Есильский район. Нелегким был путь новоселов в заснеженное Приишимье: лютые морозы, вьюги, наводнения, засухи. Все это нужно было пережить во имя будущего детей. Район являлся примером подвига первоцелинников, не случайно его назвали «ворота целины».
Совхоз Красильницкий, где поселились Русановы, находился в нескольких километрах от Есиля. И это расстояние ежедневно нужно было преодолевать 13-летнему мальчику, чтобы быть вовремя на занятиях в школе. Послевоенное детство было и трудным и счастливым. Виктор Михайлович сохранил самые теплые воспоминания о школе, о своих учителях, именно здесь он понял суть великого предназначения учителя: работать на будущее.
После получения аттестата зрелости по совету своего классного руководителя Виктор Михайлович поступает в Целиноградский педагогический институт, его целеустремленность и трудолюбие помогли успешно окончить институт и получить диплом учителя физики и технического труда.
В 24 года Русанова призвали в ряды Советской армии, к этому времени он уже был женат, в семье родилась дочь. Служил на Дальнем Востоке, в городе Уссурийске. После демобилизации работал учителем физики в средней школе поселка Интернациональный Целиноградской области.
Педагогическая карьера складывалась удачно: сначала работал учителем, затем директором школы и инспектором областного отдела образования. Виктор Михайлович был хорошим, справедливым преподавателем: он любил свой предмет и тех, кому преподавал. Конечно, работа приносила не только радость, но и огорчения. Но все это легко преодолевалось, сказывалась молодость и закалка трудного детства.
В 1995 году изменилась политическая ситуация в стране, появились непреодолимые трудности, и семья из Казахстана переехала в Россию. До выхода на пенсию Виктор Михайлович трудился в Звонаревокутской школе, преподавал физику. За время работы не раз отмечался Почетными грамотами различного уровня. Незаметно пролетели годы в делах и любимой работе, выросли дети, подрастают внуки, но школа по-прежнему с ним, только теперь приходит во снах. Менялись люди, события, времена, но оставалось главное – душевное отношение к людям.
Лев Толстой сказал однажды, что хорошему учителю достаточно иметь только два качества – большие знания и большое сердце. И оба эти качества, несомненно, есть у Виктора Михайловича.
Учителя держали свой фронт у школьной доски
Галина Васильевна Русанова родилась в Казахстане. Ее родители – Василий Дмитриевич и Анна Платоновна Лоскутовы – по образованию были педагогами. Шла война, но школа продолжала жить. Учителя держали свой фронт у школьной доски.
Анна Платоновна всю войну преподавала в школе, работать с детьми, которые видели слезы матери, похоронку на отца, голод и холод, непросто. Дети много трудились, после занятий в школе они работали наравне со взрослыми, но не теряли интереса к учебе, не раскисали от трудностей, не хныкали, не жаловались.
Педагогические коллективы несли на своих плечах трудности военного времени. По рассказам мамы Галины Васильевны, учеба в школе не прекращалась даже в самое трудное военное время. Педагоги в тяжелых условиях боролись за будущее нашей страны. В классах одновременно находилось по 30-40 человек, сидели по трое-четверо за одной партой. На класс было всего 3-5 учебников, их очень берегли. Учить детей приходилось при остром дефиците учебников, письменных принадлежностей.
Особенно трудно было во второй и третий годы войны. Старые запасы учебных материалов закончились полностью, не было тетрадей и чистой бумаги. Вместо бумаги использовали поля старых книг и газет, обрывки обоев, ненужные документы. Ручки представляли собой палочки с приделанными к ним стальными перьями, чернила изготавливали из сажи и свеклы, вместо мела использовали белую глину. Карандаши резали на части, чтобы хватило всем ученикам. На уроках чтения учитель или ученик читали рассказ, а другие пересказывали. Все эти условия не мешали детям хорошо учиться: ответственно и добросовестно. По воспоминаниям Анны Платоновны, послевоенные выпуски были самыми сильными, самыми жадными до знаний. Дети осознанно подходили к учебе, поскольку понимали, что для преодоления разрухи и достойной жизни необходимы знания.
В 1952 году Галина Васильевна начала учиться в 1 классе: нелегкое было время, но уже у каждого первоклассника был букварь, учебник по арифметике, тетради. Десять школьных лет пролетели очень быстро, пришло время выбирать дорогу в жизнь. Сомнений не было – родительский пример сыграл большую роль при выборе профессии. Галина Васильевна говорит: «Мама, папа, два дяди, мой родной брат, три сестры, три тетушки – одним словом, династия педагогов, поэтому у меня не было другого выбора. Окончила Целиноградский педагогический институт в 1966 году. Была направлена на работу в среднюю школу поселка Интернациональный Целиноградской области учителем русского языка и литературы, где проработала почти 30 лет до 1995 года».
Ее коммуникабельность, умение общаться, дружелюбие вызывали искреннее уважение тех, с кем ей пришлось работать. Галина Русанова соединяла в себе любовь к делу и своим ученикам. На своем примере она учила и молодых педагогов: давала открытые уроки и проводила мероприятия, выступала на семинарах, слетах и конференциях. Она не просто делилась своими знаниями с коллегами, а зажигала их своим энтузиазмом. Галина Васильевна была уважаемым человеком в школе, быстро продвигалась по карьерной лестнице: организатор воспитательного процесса, завуч по учебной работе, директор школы.
Галина Васильевна работала директором школы в трудное и сложное время, когда заработную плату учителям задерживали по несколько месяцев. Она понимала учителей и, как могла, поддерживала их. Главным качеством, позволяющим ей успешно руководить школой, было уважительное отношение к учителю, ученику и родителям.
С перестройкой ситуация в Казахстане изменилась: совхозы и колхозы распустили, заработную плату не выплачивали. Резко ухудшился уровень жизни населения. В этот период в республике стремительно развивался национализм, у местного населения формировалось негативное отношение к русским. В таких условиях семья принимает решение переехать в Россию. Все было дорого в родной стороне, но жить, не зная, какое будущее ждет здесь детей, они не могли.
В 1995 году семья переехала из Казахстана в Омскую область, село Звонарев Кут. Пять лет, до выхода на пенсию, Галина Васильевна работала учителем в Звонаревокутской школе. На пенсии занималась общественной работой. В 2005 году была избрана председателем совета ветеранов сельского поселения. Она с первых дней своей деятельности завоевала любовь и уважение односельчан. Бывало, пожилой человек оказывался в трудной жизненной ситуации, и совет ветеранов приходил на помощь.
Большое внимание совет ветеранов всегда уделял патриотическому воспитанию: «Встречи трех поколений», акции памяти односельчан, погибших в локальных войнах, проводы в армию и встречи со школьниками – «Служить России». Сотрудничали и продолжают сотрудничество в совете ветеранов с азовской районной газетой, где постоянно публиковались заметки на разные темы. Галина Васильевна собрала архивный материал о жизни земляков – ветеранов Великой Отечественной войны. С большой любовью и ответственностью она выполняла обязанности председателя совета ветеранов до 2010 года и сейчас по-прежнему принимает активное участие в мероприятиях села.
Галина Васильевна Русанова считает: «Важно не быть безразличным к своей работе или поручению, болеть душой за все на свете, тогда твой настрой чувствуют люди и поддержат тебя в твоих начинаниях». За долголетний и безупречный труд она не раз награждалась Почетными грамотами, медалями и ценными подарками. У них с Виктором Михайловичем замечательная семья, заботливые дети и внуки.
Супруги Русановы (Виктор Михайлович и Галина Васильевна) – ровесники Победы. По их словам, именно нелегкое послевоенное время воспитало в них такие качества, как целеустремленность, доб-роту, отзывчивость и трудолюбие.
Галина Валитова
На фото: урок в советской школе во время Великой Отечественной войны.