Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

«Дети города N» на азовской сцене

2 января 2021

18 декабря в Азово состоялась премьера спектакля «Дети города N» по рассказам Антона Павловича Чехова. О выборе литературного материала, работе с актерами, художественном решении спектакля и о вечной теме «отцов и детей» корреспондент «Ihre Zeitung» Евгения Гамова поговорила с режиссером-постановщиком спектакля Алексеем Штаером.

– Алексей Иванович, расскажите, пожалуйста, почему Вы решили поставить спектакль по мотивам чеховских рассказов? Чем Вас зацепили эти истории?
– Наш спектакль поставлен в рамках проекта «Воспитание театром». У проекта есть слоган: «Дети, которых мы не знаем». Вечные проблемы взаимоотношения отцов и детей. Поднимаемая в спектакле тема воспитания актуальна во все времена. Со сцены мы задаем зрителю вопросы о воспитании и становлении личности ребенка. Родители не всегда знают своих детей, не догадываются, чем они живут.
Герой одного из рассказов, прокурор, который ежедневно выносит несколько приговоров и обвинений, не знает, что сказать сыну, который начал курить. В итоге непростую ситуацию между отцом и сыном разрешает… сказка! Да, сын услышал поучительную сказку и пообещал отцу бросить курить. Комичная история, но такая реалистичная. Спектакль рассчитан на широкую возрастную категорию: для детей от 12 лет и до людей пожилого возраста. Прежде всего, конечно, аудитория спектакля – семейная.

– Какие рассказы легли в основу спектакля?
– Восемь рассказов Чехова, которые не связаны общим сюжетом: «Ванька», «Не в духе», «Мальчики», «Детвора», «Репетитор», «Дома», «Случай с классиком» и «Злой мальчик». Я сделал инсценировку этих рассказов, долго работал над их последовательностью в спектакле. В итоге пришел к выводу, что стоит их поставить в хронологической последовательности – действие в спектакле начинается зимой, а заканчивается летом. Получилась целостная история.

– Чем этот спектакль может откликнуться в душе современного зрителя?
– Несомненно, спектакль откликнулся в душе каждого зрителя – и ребенка, и взрослого. Тема «отцов и детей» – для всех и на все времена. «Многие взрослые не могут справиться с детьми, не знают, что иногда с ними делать», – так сказала одна из юных зрительниц. И я с ней полностью согласен.

– Расскажите, как Вы работали с артистами?
– Ребятам я много рассказывал о жизни в XIX веке: то, что знаю сам из книг, документальных фильмов и документов. Это помогло создать нужную атмосферу в спектакле и настроить актеров на нужный лад. Роли были подобраны для каждого в соответствии с характерами актеров, игра для каждого была без внутреннего сопротивления. У каждого на сцене было много задач – в постановке много перестановок, переодеваний – и со всем актеры и старшей, и младшей группы справились. То, что все остались довольны своей работой на сцене, – несомненно.

– Атмосферу на сцене создает и художественное решение спектакля. Расскажите о нем.
– Большое внимание в спектакле уделено художественному свету. Все построено на белом свете и на полутонах. На сцене складывается ощущение, что свет исходит от керосиновой лампы. Художник по свету предложил много неожиданных и гениальных решений, которые, я думаю, оценил бы Антон Павлович Чехов. В спектакле много иронии, юмора и живой музыки. Мы подбирали музыкальные произведения того времени, которые исполнили наши актеры. Одну песню, опираясь на биографию Чехова и его взаимоотношения с отцом, написал для спектакля я и даже исполнил ее в постановке.
Костюмы создавались под образы. Одна героиня, к примеру, в первом рассказе играет порядочную девочку, светлая аккуратная одежда соответствует образу, а в другом рассказе она играет девочку, которая обманывает, поэтому в ее одежде появляется черный цвет. Вот из таких деталей, непримечательных, на первый взгляд, и складываются типажи героев.

– Создание спектакля – всегда командная работа. Благодаря кому удалось осуществить задуманное?
– Постановка и сценография – мои. Декорации – Ирина Фрейлих и Эрик Шмидт. Музыкальное сопровождение – София Махт. Костюмы и реквизит изготовила Наталья Французова. Рекламу и объявления делают Никита Сошкин и Алиса Щербинина. Пролог, речитатив песни «Моя семейка» исполняет Кира Сова. Романс «Темно-вишневая шаль» исполняет София Махт. Звук – заслуга Александра Шевченко. Над светом работал Юрий Мясников. Наталья Намеровская помогла нам в работе с колядками.
Актеры – Андрей Барулин, Сергей Писаренко, Анна Коломиец, Алена Иваськив, Лиза Кайзер, Вика Малышева, Соня Калгатова, Никита Сошкин, Злата Билькевич, Варя Бамбульская, Ярослав Сошкин, Мария Плотникова и Алиса Щербинина.

– Что значит для Вас эксперимент в театре, и почему он важен?
– К экспериментам театральным я отношусь с большим энтузиазмом. К примеру, пролог спектакля, родившийся абсолютно случайно, тоже своеобразный эксперимент. В основу вставных историй между рассказами легли быт, нравы, открытия, объявления в газетах, реклама на улицах города. Мне хотелось показать обычную жизнь того времени. Благодаря этим сценам спектакль получился своеобразной «энциклопедией жизни XIX века».
Многие открытия тогда произвели резонанс в обществе. К примеру, появление электрической лампочки. Мы в одной из сцен отыгрывали это явление – удивление героя появлению электрического света. Общение в конце спектакля со зрителями – эксперимент для нашего театра. Мы такое живое общение между командой постановки и зрителями никогда не практиковали в Азово. Надо сказать, что эксперимент удался.

– Вы не только режиссер-постановщик этого спектакля, но и актер. Каково это, совместить две эти роли?
– Бытует мнение, что играющий режиссер – это ничего хорошего. Когда режиссеры кино играют в своих фильмах, это понятно: сыграл, отсмотрел, переснял, одобрил. У них есть возможность видеть целостную картину. Режиссер театра на сцене – это сложнее, нет возможности посмотреть на спектакль со стороны.

– Премьера спектакля состоялась. Планируете ли Вы еще сыграть на азовской сцене «Дети города N»?
– Да, конечно. У азовчан будет возможность посмотреть спектакль после новогодних праздников, в январе. Отмечу, что благодаря сотрудничеству с Районным центром досуга и Комплексным центром социального обслуживания населения Азовского района дети из малообеспеченных семей, а также дети с ОВЗ могут посмотреть спектакль бесплатно.

ОТ РЕДАКЦИИ
Студия «Шаг» основана в конце 2015 года, ее деятельность ориентирована на детей и подростков. В студии работают два направления: театральное и хореографическое. Здесь ребят обучают пластике, ритмике, координации движений, актерскому мастерству, постановке голоса, вниманию и развивают зрительную, слуховую и физическую память.
В 2017 году студия «Шаг» стала победителем конкурса Фонда президентских грантов и реализовала постановку музыкального спектакля «Госпожа Метелица», а в 2018 году получила поддержку на Всероссийском конкурсе грантов «Российские немцы в авангарде будущего – 2020» для гастролей спектакля.

Спектакль «Дети города N» поставлен на средства субсидии, предоставленной Правительством Омской области в рамках ежегодного конкурсного отбора среди социально ориентированных НКО по разработке и выполнению социально значимых проектов на территории Омской области.

Евгения Гамова
Фото: Юрий Киселевский

 

 

Поделиться в соцсетях