Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Лариса Штивинг: Чем живет сегодня школьная библиотека

12 ноября 2021

Лариса Штивинг посвятила работе в библиотеке Цветнопольской школы 30 лет. Мы побеседовали с ней о библиотеках будущего, о современных читающих школьниках и о том, исчезнут ли школьные библиотеки.

Раньше Лариса Штивинг все время проводила в библиотеке: встречала школьников, выдавала им книги, придумывала интересные викторины, организовывала конкурсы среди читателей, получала новинки и рассказывала о них посетителям. Сейчас времена изменились: на библиотеку у Ларисы Анатольевны остается лишь несколько часов, все остальное время она преподает литературу ученикам 6-х и 7-х классов и ведет уроки технологии для всех девочек школы. Несмотря на это, любовь к книгам и к профессии у библиотекаря со стажем, конечно, на всю жизнь.

Лариса Анатольевна родилась и выросла в селе Одесское. В семье, где было 5 долгожданных детей, большое внимание уделяли воспитанию и обучению. Родители привили детям любовь к чтению и к учебе, покупали много книг, выписывали газеты и журналы. После окончания местной школы Лариса Анатольевна поступила в автодорожный институт, думала, что будет проектировать мосты и дороги. Однако, уже спустя два месяца она поняла, что быть инженером – это не ее призвание и дело жизни. Девушка собрала вещи и приехала домой, категорично заявив родителям, что больше не поедет в институт. Несмотря на все уговоры, она настояла на своем и вскоре нашла профессию по душе. Правда, не сразу это приняла.

Об учебе на филологическом факультете и работе в школе Лариса Анатольевна тогда и слышать не хотела. Поработав несколько месяцев в местной библиотеке, пошла изучать библиотечное дело: сначала – в техникуме, а потом – и в университете. Получив образование и создав семью, она в 1988 году приехала в Цветнополье – родное село мужа. Устроилась работать в школу. Сначала была пионервожатой, а потом, в 1991 году, стала заниматься библиотекой. Именно этому делу Лариса Штивинг и посвятила 30 лет своей профессиональной деятельности.

– Обязанности библиотекаря заключаются не только в том, чтобы выдавать книги читателям и принимать их обратно. Что еще должен уметь библиотекарь?
– Когда я занималась библиотекой постоянно, то старалась сделать ее местом притяжения для школьников. У нас проходило много конкурсов чтецов, которые собирали талантливых учеников со всей школы. Часто я организовывала конкурсы рисунков по литературным произведениям и оформляла большие выставки с работами школьников. Каждую четверть у нас проходили тематические праздники, гостями на которых становились и родители. Когда я пришла работать в школу, в ней учились более 500 человек. Тогда мы работали с размахом, конечно. С каждым годом учеников в школе становится меньше и меньше, и моя работа сбавляет обороты. Сейчас осталось совсем немного мероприятий: конкурс чтецов, несколько библиотечных уроков и редкие мероприятия с классами.

– Много ли посетителей приходят к Вам в библиотеку, есть ли среди них постоянные?
– Приходят ребята, но их гораздо меньше, чем раньше. Помню, как еще лет 5 назад у меня в библиотеке каждую перемену бывали девчонки – ты, Валя Герингер, Валя Новикова и многие другие. Сейчас есть несколько постоянных читателей, в основном из начальной школы. С ними можно поговорить о прочитанном, дети сами охотно рассказывают о книгах. Это очень отрадно! Немногие читающие ребята из среднего звена отдают предпочтение электронным книгам. Так же и старшеклассники, которые берут книги только для уроков литературы, поэтому их в библиотеке встречаю редко.

– А Вы отдаете предпочтение электронной книге или бумажной?
– Люблю бумажные, всегда выбираю их. Но я не против и электронных. Единственное, в них нельзя качественно карандашом поработать, сделать отметки нужные. И с ними нужно аккуратно, в меру, особенно школьникам, чтобы зрение не портилось. Своим ученикам я всегда на уроках рекомендую читать бумажные книги, а дома они могут использовать и электронные.

– Сейчас школьники читать стали меньше. Или это расхожее мнение? Чем интересуется подрастающее поколение?
– Меньше, это факт. Те ребята из начальной школы, которые постоянно приходят в библиотеку, отдают предпочтения приключениям и детективам. Некоторым интересны энциклопедии. Есть ученики, которые приходят в библиотеку на переменах, берут энциклопедии, читают и задают вопросы. Расстраиваются, что библиотека часто закрыта, говорят, что приходили бы сюда постоянно.

– Как Вы думаете, «золотой век» библиотек прошел?
– То, что школьные библиотеки в селе изживают себя – факт. В таком виде, в котором они вынуждены существовать в нас-тоящее время, библиотеки протянут еще немного. Возможно, функцию выдачи учебников они и будут выполнять, но это останется их единственным занятием. Никакой миссии в обветшалом состоянии библиотека для школьников выполнять не сможет.

– А какая сможет?
– Школьная библиотека, в моем представлении, должна быть похожа на камерный актовый зал. Здесь должны быть оборудованы зоны для чтения, к примеру, мягкие пуфики, удобные стулья со спинками, коврики. В библиотеке обязательно должен быть кинотеатр с большим экраном и хорошим звуком. Тогда уроки литературы с просмотром фильмов по книгам можно проводить здесь. Недавно я с учениками смотрела фильм по Пушкину «Барышня-крестьянка». Школьники были в восторге! Им сложновато понять смысл и представить события только в воображении, ведь в произведениях школьной программы по литературе описаны события давно минувших дней. Посмотрев фильм по книге, детям стало понятнее содержание произведения, кроме того, они увидели одежду того времени, оценили поведение и воспитание людей. И это замечательно, это работает, так почему бы этим не пользоваться? Нужно хорошее оснащение библиотекам, что решит многие проблемы.

– Кроме нехватки оснащения с какими проблемами еще сталкивается школьная библиотека?
– Библиотек, к сожалению, в школах становится меньше. Имею в виду те классические библиотеки, которые были всегда. В Азовском районе всего в нескольких школах библиотекари работают на полную ставку, почти всех сократили, вернее, оптимизировали. У меня библиотека тоже стала совмещением, основная работа теперь – учительство. Также большая проблема – это пополнение библиотечного фонда. Последний раз мы получили новые книги в 2014 году. Потом поступили из бюджета несколько энциклопедий, и на этом – все. Нет новых книг, которые интересны сейчас школьникам. Это проблема. К нам в библиотеку несколько раз привозил книги Олег Николаевич Смолин, это большая для нас поддержка. Также фонд пополняется книгами из личных библиотек учителей. Сейчас школьным библиотекам рекомендовано переходить на электронные книги. Создается коллаборация с ЛитРесом, большой платной электронной библиотекой, которая по соглашению должна будет предоставлять на льготных условиях школьным библиотекам электронные книги. Эта система не налажена еще, конечно, но я и не уверена, что это когда-то заработает в сельской школе. Отсутствие интернета в библиотеке тоже осложняет работу.

– Лариса Анатольевна, и напоследок: Ваша любимая книга, любимые авторы?
– С трепетом отношусь к творчеству Бориса Васильева, Виктора Астафьева и Григория Распутина.

Евгения Гамова
Фото: из личного архива Л. А. Штивинг.

Поделиться в соцсетях