Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Роман Водолазский: Есть огромный пласт работы, который не покажут в кино

18 февраля 2022

15 января сотрудники Следственного комитета Российской Федерации отметили 11-ю годовщину с момента образования ведомства. С момента нашей предыдущей встречи с руководителем Азовского межрайонного следственного отдела Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Омской области Романом Водолазским прошло более полугода. Мы поговорили о том, с какими делами за этот период работал возглавляемый им коллектив, а также о специфике профессии современного следователя.

– Роман Сергеевич, на момент нашего общения в прошлом году в Азовском районе не было зарегистрировано ни одного убийства…
– Да, такая ситуация была на конец июля, когда вышло наше предыдущее интервью. Но по итогам минувшего года было одно достаточно громкое уголовное дело, связанное с совершением особо тяжкого преступления, когда житель Омска убил своего родного брата, проживавшего в Азово.
Началась эта история с поиска пропавшего человека, который жил один в частном доме и злоупотреблял спиртными напитками. Однажды к нему пришел один из родственников и увидел в доме следы крови и беспорядок, после чего сразу обратился в органы внутренних дел с заявлением о пропаже. При изучении жилища исчезнувшего азовчанина возникли предположения о произошедшей здесь истории криминального характера. Было возбуждено уголовное дело по факту исчезновения человека. Пока велись поиски, следствие установило, что пропавший проводил много времени со своим родным братом. Брат вначале скрывался от следствия, но потом был задержан и доставлен из Омска, где проживал, в Азово. Затем он признался в совершении противоправных действий. Задержанный рассказал, что в тот день они вместе употребляли спиртное, вспомнили старое, возник конфликт по поводу денег, которые один другому вовремя не вернул. В итоге брат нанес множественные удары своему брату, из-за которых тот потерял сознание. После чего инициатор драки погрузил своего родственника в легковой автомобиль и решил якобы отвести в больницу, но пока вез – человек скончался. Преступник также пояснил, что он испугался ответственности и решил избавиться от тела, закопав его в лесу. Сотрудники полиции обыскали лесной массив, нашли захоронение, которое в дальнейшем было вскрыто. В результате осмотра места происшествия и обнаруженного тела потерпевшего факт насильственной смерти последнего нашел свое подтверждение. В декабре 2021 года Азовский районный суд Омской области вынес приговор по данному уголовному делу, признав омича виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 111 УК РФ, и назначил наказание в виде 8 лет лишения свободы с отбыванием срока в исправительной колонии строгого режима.

– Тяжелая история, брат убил брата…
– Дело действительно вызывает яркие эмоции, у всех, кто узнает подробности. Кровные родственники, при этом взрослые люди: убитый был 1961 года рождения, обвиняемый – 1958 года. То есть старший брат убил младшего. У преступника есть семья, работа, жил он стабильно, не был каким-то изгоем или социофобом…

– Это только одно такое тяжелое преступление?
– Если говорить об убийствах, то да. Но, к сожалению, по итогам 2021 года в Азовском районе есть не только убийство, но и пара тяжких преступлений в отношении несовершеннолетних, детали которых нельзя публиковать в силу того, что они касаются детей. К тому же, речь идет о преступлениях, совершенных взрослыми против половой неприкосновенности несовершеннолетних.

– А есть дела, где фигурируют несовершеннолетние преступники?
– В силу специфики работы СК России, мы ведем дела, связанные только с тяжкими и особо тяжкими преступлениями. В 2021 году в этом списке есть два угона автотранспорта, совершенные несовершеннолетними, и хищение денег с банковской карты. Причем хищение средств с банковской карты может изначально показаться не таким серьезным делом – одна несовершеннолетняя украла у другой карточку, сняла с нее 8000 рублей и потратила их на свои нужды. Но это уже квалифицируется Уголовным Кодексом РФ как тяжкое преступление, за совершение которого предусмотрено наказание вплоть до 10 лет лишения свободы. Поэтому стоит особо обратить внимание родителей на такие случаи.

– Роман Сергеевич, многие читатели слышали, что дело жителя села Трубецкое Остапова, также называемого некоторыми «омский Мимино», снова рассматривается в суде…
– Это дело 2019 года, наверное, самое длинное за всю историю Азовского немецкого национального района. Сторона защиты обвиняемого пытается добиться пересмотра дела, в ходе которого 9 марта 2021 года Вадим Остапов был приговорен к 12 годам заключения к колонии строгого режима. Летом будет уже 3 года с момента совершения преступления. Сторона защиты пытается каждое выполненное следствием действие поставить под сомнение, играет на эмоциях и т.д.. Если люди с юридическим образованием понимают, что все собранные в большом объеме доказательства по этому делу все равно ведут к подтверждению обвинительного заключения, то обычные граждане могут больше обращать внимание на избыточный информационный шум, который активно подается в СМИ, социальных сетях. Для информации – в рамках дела Остапова было проведено более 20 следственных экспертиз, а объем материалов уголовного дела составил 8 томов. Надеемся на законно обоснованное решение суда и окончательное завершение дела в течение 2022 года.

– Работа сотрудников СК России невозможна без взаимодействия с другими силовыми структурами…
– Да, мы постоянно работаем как единый слаженный организм с нашими коллегами в других ведомствах. Иначе нам не решить возникающих перед нами постоянно сложных задач, связанных с расследованием весьма непростых уголовных дел. Эффективно доказать виновность можно только в постоянном взаимодействии с другими структурами, такими как полиция, прокуратура, суд и т.д.
Коллеги обращаются и к нам. Так недавно сотрудники Азовского межрайонного следственного отдела расследовали уголовное дело о незаконной охоте на косуль на территории района. Кстати, по итогам дела виновник заплатил крупный штраф почти в полмиллиона рублей за двух убитых животных.

– Далеко за пределами района прогремела недавняя история о взятке тушей барана экс-сотруднику ГИБДД, в результате чего человек лишился работы в полиции и стал фигурантом уголовного дела. Что, по-вашему, приводит современных людей, работающих на хорошем месте и вовсе не бедствующих, в ряды любителей взяток, нарушителей закона?
– В моей практике, когда я еще работал в милиции в начале 2000-х годов, был показательный случай с одним преподавателем омского вуза, который попался на взятке в 3 тысячи рублей. За такие деньги он ставил зачет по своему предмету студентам. Когда с ним начали работать оперативники и объяснять последствия, то он решил дать признательные показания и сообщить об иных эпизодах получения взяток. Выяснилось, что у этого человека существовала многоступенчатая градация взяток, по которой строились отношения со студентами, – от бутылки коньяка или кухонной утвари до денежных средств. Хорошо помню другое дело – с известным омским чиновником, там были взятки и в миллион рублей, и «всего» в несколько тысяч…
Коррупция – социальное явление, как известно. Когда человек начинает брать взятки, то он уже не может остановиться. Для него, что крупная сумма денег, что туша барана – все грани стираются. Он привыкает так жить и вести себя вне закона, получает своего рода бесконечный легкий заработок. В этом заключается основа любой коррупции, и поэтому мы должны одинаково вести себя по отношению к каждому коррупционеру в нашем обществе.

– Роман Сергеевич, вернемся к коллективу Азовского межрайонного следственного отдела СУ СК России по Омской области. Как укомплектован кадрами штат вашего структурного подразделения? Какие люди сегодня идут к вам на работу?
– Наш коллектив состоит из руководителя, заместителя, четырех следователей, специалиста, водителя. Каждый следователь закреплен за одним из районов в зоне нашей ответственности, а это 4 района – Азовский, Одесский, Шербакульский и Полтавский.
В нашем отделе стабильный и слаженный коллектив, есть сотрудники, которые трудятся уже не один год. Например, старший следователь Денис Алексеевич Логиновский работает здесь с 2018 года, еще один старший следователь Олжас Абаевич Чулаков – больше трех лет, сам я уже пятый год работаю, а мой заместитель Кайрат Сапарович Искулов – уже больше пяти лет, наш специалист Оксана Герасимовна Миллер – с момента основания отдела.
Наши сотрудники приходят к нам после учебы и работы в разных структурах, главное – у всех есть высшее юридическое образование. Стоит заметить, что перед тем, как стать частью большой команды СК России, все кандидаты проходят профессиональный отбор: различные собеседования, психологическое тестирование, внимательно изучается биография кандидатов, наличие каких-либо фактов, которые могут влиять на дальнейшую службу и т.д. Наша работа требует повышенных нагрузок, поэтому и спрос соответствующий.

– Сегодня снимается много фильмов и сериалов, популяризирующих профессию следователя. Насколько отличается это внешнее художественное представление от реальности?
– В кино показывают много чистой и красивой работы. После просмотра фильмов и сериалов может возникнуть заблуждение, что следователь постоянно в движении. А в реальности никто не убирал аналитику, сбор доказательств, обилие технической работы, – всё обилие рутинных действий, из которого состоит наша ежедневная служба.
Есть огромный пласт работы, который не покажут в кино, потому что он не выглядит эффектно и ярко. Например, каждый год оформить десятки постановлений об отказе в возбуждении дела о некриминальной смерти: обычная процедура, когда умер человек, и нужно подтвердить факт его обычной смерти для родственников или кредиторов. Это тоже рутинная работа, которую нам нужно делать. Да, ты можешь поехать на какое-то происшествие, несколько дней прожить на адреналине, где всё как в кино, но потом приходит другая часть нашей деятельности: наработана некая основа, нужно идти дальше, назначать экспертизы, приглашать свидетелей, работать с собранными доказательствами…
Всегда есть две стороны медали. Конечно, хорошо, что профессию популяризируют, но нужно и чтобы человек понимал, с чем он реально будет сталкиваться. Такой подготовке служит, например, работа общественным помощником следователя, когда студент старших курсов узнает о будущей службе в СК России, помогая своим опытным коллегам на практике. Это дает возможность познакомиться со спецификой, понять, подходит тебе этот путь или нет.

беседовал Евгений Белкин

На фото: коллектив Азовского межрайонного следственного отдела Следственного управления СК России по Омской области, февраль 2022 года

Поделиться в соцсетях