Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Сердце помнит доброту

2 июня 2019

В Сибири не было войны, но до сих пор на сердце раны.
В Сибири не было войны, но в каждом доме – ветераны.
В Сибири не было войны, но пояс затянув потуже,
Сибирь работала на фронт, назло врагам и лютой стуже.
В Сибири не было войны, но все, кто мог, ковал Победу,
И шли сибирские полки, в них – наши прадеды и деды…

Ирина Захарова

А еще сибиряки принимали в свои дома тысячи беженцев, эвакуированных с оккупированных фашистами территорий нашей страны. Это были женщины, дети, старики. В большинстве своем их уже нет в живых, но те, кто еще живет, помнят, как сибиряки делили с ними последнюю краюху хлеба. И это память дорога каждому из нас.
На адрес старосты села Привальное накануне празднования Великой Победы в мае 2019 года пришло письмо из Санкт-Петербурга. Представляем читателям его содержание:

Дорогие сибиряки, жители села Привальное
Азовского района Омской области!
Поздравляю вас с Днем Победы!

Пишет вам бывшая эвакуированная девочка, а ныне уже прабабушка Кира Евгеньевна Ершова. Я с большой благодарностью и теплотой вспоминаю, как вы, приваленцы, нас, бежавших от страшной войны, приютили, обогрели и накормили.

До вас мы добирались долго. Ехали в товарных вагонах с нарами и с одним маленьким окошком. По дороге нас чем-то кормили, даже в баню водили. Правда, мылись мы все вместе: дети, старики, взрослые. А пока мылись, наши вещи обжигали от вшей.
Бомбили наш поезд до Урала. Помню, как было страшно: состав идет, а над ним летит самолет и бомбит. Снаряды попали в два последних вагона, погибло много людей. Нам повезло. Один состав (рядом с нашим) разбомбило полностью, и я помню, как мама не давала нам смотреть из окна на останки разбросанных по обеим сторонам насыпи человеческих тел.
На станции в Омске мы стояли долго. Помню крытую платформу, на которую нас высадили. Наконец, всех распределили по деревням, и наша семья попала в село Привальное.
К сожалению, я уже не помню имя хозяйки, которая хорошо нас приняла. Помню печку с двумя котлами, бабушку, которая ворчала, что на печке не полежишь, кости не погреешь. А пол был мазаный. Когда к нам приехали еще родственники, стало очень тесно. Нашу семью поселили в сарай без потолка, была только крыша. В этом сарае сушили снопы. Зимой топили сарай по-черному, часто угорали. Мама выгонит нас, ребятишек, на снег, там и приходили в себя…

В 1944 году Новгородскую область освободили от фашистов и нас вернули на Родину. Добрались мы до своих домов, а домов-то и нет. Жили в клубе. 22 февраля 1945 года погиб на войне папа. Нам прислали его аттестат военнослужащего и деньги, которые помогли нам построить маленький дом. Не дай Бог пережить нашим детям и внукам то, что пережили мы.

А о вас, дорогие сибиряки, ставшие нам по-настоящему родными, я вспоминаю с большой благодарностью. Желаю всем мирного неба над головой, счастья, здоровья. Извините, вижу плохо, пишу плохо. Из всех братьев и сестер моих осталась жива только я.

Бывшая Кира Глотова, 1935 года рождения,
Новгородская область, д. Семеновщина,
а ныне Кира Евгеньевна Ершова,
город Санкт-Петербург

Поделиться в соцсетях